1. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твёрдости-мягкости согласные звуки.


Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.
2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, и, ю, я, ь).
4. Какими звуками различаются слова? Указать их в скобках.
Угол[ ] — уголь[ ], мел[ ] — мель[ ], уголки[ ] — угольки[ ], банька[ ] — банка[ ], кость[ ] — кисть[ ], круг[ ] — крюк[ ], мишка[ ] — мышка[ ].
5. Подчеркнуть слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Гусь, июнь, кольцо, звезда.
6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твёрдые).
Занимательные задания
1. Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке?
Летели лебеди с лебедятами.
2. Сколько твёрдых согласных в каждом слове?
Житель, циркач, весна.
3. Названия каких месяцев года оканчиваются мягким согласным звуком?
4. Отгадай слова!
1) Со звуком [л] — огородное растение, со звуком [л’] — отверстие на дороге, прикрываемое крышкой.
2) Со звуком [р] — коллектив певцов, со звуком [р’] — хищный зверёк с ценным мехом.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твёрдые) согласные звуки.
Лёва, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;
коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.
2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, берёза.
3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твёрдые (или непарные мягкие) согласные звуки.
Пружина, машина, цирк;
плащ, печать, майка.
4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твёрдые согласные звуки.
Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;
учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.
5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.
Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;
кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.
6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель, ельник; школьник, мебель, сосулька, больница, льдина, львёнок;
банька, рубль, сталь, стальной, боль, больной, больница;
жить, кричать, бросать, шить, рвать, пищать, служить;
тетрадь, коньки, пальто, учитель, учительница, медведь.
7. Записать числа словами.
8. Написать по памяти названия осенних (зимних) месяцев года (сентябрь, октябрь, ноябрь, . ).


Задания словообразовательного характера
1. Дописать к каждому слову слог так, чтобы получилось родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Окунь — окуньки, огонь — . пень — . день — . зверь — . .
2. Написать к каждому слову однокоренное слово, от которого образовалось данное слово.
Метелица — метель, пылинка, уголёк, тетрадка, фонарик.
Письмо по памяти
1) Опять пять ребят нашли пять опят. (Скороговорка.)
2) Конь стальной, хвост льняной. (Загадка.)
3) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет. (А. Пушкин)
4) В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны. (Е. Трутнева)
1. Мало хотеть, надо уметь.
2. Есть слёзы, есть и совесть.
3. Слову верь, а дело проверь.
4. Маленький, да удаленький.
5. Повторять да учить — ум точить.
Предупредительные (объяснительные) диктанты
1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали трёх окуньков. 3) Стоят тёплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живёт во дворе. У коровы большие рога, 6) Дядя Кузьма идёт на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось — лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.
Контрольное списывание
Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка. А на ней расцвёл голубой колокольчик. Колокольчик смотрит на снег и удивляется: «Не рано ли я проснулся?» (43 слова)
(По В. Сухомлинскому)
Проверочные диктанты
Был тёплый день. Идёт мокрый снег. Лёва и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)
Витя и Игорь — ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты. Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)
Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)
Морозный денёк. Петя надел пальто и взял коньки. Он бежит на каток. Там много ребят. Они под музыку скользят по льду. Игорь и Яна на лыжах идут в парк. Малыши играют в снежки. Как весело зимой! (37 слов)
Задания творческого характера
1. Расшифровать предложения текста. Написать текст. Озаглавить.
(По И. Соколову-Микитову)
2. Составить ответы на вопросы к тексту.
Шиповник колюч, как ёжик, и красив, как роза. Это и есть роза, только дикая. В плодах шиповника много витаминов. Из них делают соки, готовят сиропы и кисели.
1. Какой кустарник называют дикой розой?
2. Что делают из плодов шиповника?
3. Изложение по опорным словам.
Утро. Солнышко светит. Зовёт Катя маму в парк гулять. А у мамы много дел. Она пошла обед варить.
Тогда Катя навела порядок на полке с игрушками. Полила цветы. Даже пол подмела.
Обрадовалась мама и позвала Катю в парк. (39 слов)
Опорные слова: солнышко, зовёт, обед, варить; навела, порядок, полила, подмела; обрадовалась, позвала.

