6 факторов, которые влияют на поступление ребенка в престижную школу

В некоторые школы не так просто попасть даже в первый класс. Для этого детям нужно пройти собеседование, которое напоминает настоящие вступительные экзамены.

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
10 часов назад
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖИРА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
6 часов назад

Я сооснователь билингвального детского сада в Москве и последние восемь лет работаю с детьми как психолог. Многие родители обращаются к нам с единственной целью — подготовить ребенка к поступлению в первый класс.

Расскажу, на какие направления дошкольного обучения стоит обратить внимание, если вы планируете отправить ребенка в престижную школу.

Все, что надо знать будущим родителям

Как проходят собеседования

Общих правил отбора нет, каждая школа устанавливает их самостоятельно. Требования конкретной школы узнать сложно, потому что обычно они не публикуются открыто. Но можно попросить совета у родителей поступавших учеников или у знакомых учителей.

В собеседованиях обычно принимают участие психолог и педагоги. Сценарии бывают разные:

  • педагог или психолог просто говорят с ребенком, при этом могут настоять на беседе без родителей;
  • игровые тренинги — индивидуально с ребенком или вместе с родителями;
  • проверка знаний и навыков в устной и письменной форме. Такой формат всегда проходит без родителей, а письменные тесты могут провести в небольшой группе с другими детьми.

Иногда собеседования могут быть смешанными и многоступенчатыми. Например, включать в себя все три описанных варианта или проходить несколько дней — когда ребенок отдельно сдает тесты и по их результатам уже оговаривается день с психологом.

Содержание тестов на собеседовании зависит от того, какая у школы или класса есть направленность — например, иностранные языки или математика. Тесты помогут выявить склонность ребенка к конкретному направлению.

Расскажу, какие знания и навыки обычно проверяют на таких собеседованиях и что еще может повлиять на решение школы принять ребенка или отказать в зачислении.

Законны ли собеседования при поступлении в первый класс?

По закону индивидуальный отбор обучающихся может проводиться только с пятого класса и только в школах с профильными программами. Устраивать конкурсный набор для первоклассников нельзя.

Иногда школы проводят тесты на психологические и личностные особенности школьников уже после начала учебного года. С их помощью учитель знакомится со способностями учеников и вырабатывает индивидуализированный подход к обучению.

Школа может отказать в приеме в начальные классы только тогда, когда нет свободных мест, — даже если семья переехала и живет в соседнем доме или просто не успела подать заявление для приема в первый класс.

Наличие мест можно узнать на сайте школы, по телефону — или просто прийти и спросить. Типичный школьный кабинет вмещает от 18 до 25 человек, но обычно в первый класс берут до 30 ребят: парт почти всегда 15.

Если родителям первоклассника отказали в приеме в первый класс из-за отсутствия свободных мест, следует обратиться в органы управления образования, например в департамент образования при администрации города. Специалист, контролирующий это направление работы, поможет найти другую школу.

Но все эти нормы касаются только государственных школ — частные учреждения могут проводить конкурсные отборы среди учеников любых классов.

Чтобы пройти собеседование, ребенок должен обладать навыками самопрезентации: уметь рассказать о себе, семье, интересах и хобби. Сотрудники школы будут задавать вопросы о повседневных вещах из жизни ребенка — вот самые популярные темы для разговора на собеседовании.

Календарь. Педагоги спросят про времена года, месяцы, дни недели, а еще узнают у ребенка о праздниках, которые есть в календаре, и попросят рассказать про них.

Семья. Ребенок должен рассказать про свою семью, вспомнить ФИО родителей, дедушек и бабушек. Члены комиссии могут даже спросить, знает ли малыш свой адрес и телефоны близких. Еще поинтересуются, чем семья обычно занимается: как отдыхает, какие у кого семейные обязанности, соблюдают ли в семье какие-то особенные правила.

Чтобы проверить, может ли ребенок обобщать предметы, попросят рассказать про вещи в квартире — например, какая есть одежда, бытовые приборы, еда, игрушки.

География. Педагоги могут спросить, что такое город, транспорт, здание — или попросить описать дорогу от дома до садика. Комиссия ожидает, что ребенок понимает разницу между такими терминами, как столица, город, пригород, деревня, поселок.

Еще могут попросить назвать страну и столицу, государственные символы. Проверят знание простейших географических понятий: река, поле, степь, лес, гора, холм, долина, море, озеро.

Природа. Чтобы проверить, как ребенок классифицирует понятия, педагоги расспросят его о полевых и садовых растениях, фруктах и овощах, деревьях.

Вместо растений могут оказаться животные — дикие, домашние, лесные, морские, животные джунглей, саванны, пустыни. Могут спросить, какие названия бывают у животных в зависимости от их пола и возраста: например, «коза, козел и козленок», «бык, корова и теленок», «конь, лошадь и жеребенок».

В детском саду мы с детьми изучаем мир с помощью классификаторов: предлагаем детям найти картинки разных предметов и разложить их по алфавиту

UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
7 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО!У МУЖА ВЫРОС НА 5 СМ ЗА МЕСЯЦ ПОСЛЕ...
8 часов назад

Для поступления в некоторые школы недостаточно просто уметь читать: детям задают вопросы о смысле текста — это довольно высокий уровень работы с информацией.

В качестве текста могут взять описание природы или отрывок из художественной литературы. Например, могут попросить прочитать сказку Льва Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь — вы там вверху всё играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Потом спросят, какая история приключилась с белкой. Ребенок должен рассказать, что мучило волка, как ему ответила белочка и какие при этом чувства они испытывали.

Так педагоги проверяют, есть ли у ребенка логопедические проблемы, достаточный ли у него словарный запас, как он читает и понимает прочитанное. Вопросы будут задавать такие, чтобы оценить логическое мышление: владение операциями классификации, синтеза, анализа, сравнения, обобщения, аналогии.

Математику проверяют с помощью тестов: обычно в них от 5 до 20 задач, на решение которых дают около часа. Занятие может пройти как индивидуально, так и в небольшой группе. Вот на какие темы обычно встречаются задачи.

Понимание чисел. Ребенок должен ориентироваться в числах: владеть устным счетом до 100, знать обратный счет до 10, уметь сравнить два числа, решать математические задачи на сложение и вычитание.

Геометрия. Педагоги проверят, знает ли ребенок фигуры и формы, умеет ли ориентироваться в трехмерном пространстве и на плоскости: различает ли , что такое право и лево, выше и ниже, длиннее и короче.

Проверять могут устно: например, попросят, чтобы ребенок сориентировался в помещении и описал пространственные условия вокруг. Или через графический диктант: педагог дает инструкцию, а ребенок рисует последовательность клеток — одну клетку вправо, две вверх и так далее.

Еще один вариант задания — срисовать фигуры и расположить их относительно оси: например, нарисовать «зеркальные» картинки — отражение вещей в луже.

Оценивать ребенка начинают уже при первом знакомстве: посмотрят, как он пришел и поздоровался, как отвечает на вопросы, как говорит о своих потребностях в общении с родителями. Педагоги и психологи попытаются узнать, есть ли у ребенка хобби, как он интересуется миром и культурой.

Умение общаться со сверстниками проверит психолог — через тесты и игровые ситуации в группах с другими детьми. Например, на собеседовании могут устроить игру, для победы в которой нужно объединиться.

Все это проверяют из-за того, что в престижных школах образовательный процесс включает в себя много проектной деятельности: дети самостоятельно организуют праздники, выставки, флешмобы, участвуют в читательских клубах. Важно, чтобы ребенок умел кооперироваться с одноклассниками.

Школьные собеседования — большой стресс для детей: кругом незнакомые люди и обстановка, а взрослые дают сложные задания. Это может повлиять на успешность прохождения тестов.

Помочь ребенку справиться со стрессом может знакомство со школьными форматами заданий. Идеально — еще и с тем, как вести себя с преподавателями: например, как обратиться ко взрослому в сложной ситуации. Дети, которые на собеседовании могут сказать: «Повторите, пожалуйста», «Мне надо подумать», «Помогите мне, пожалуйста», производят на преподавателей хорошее впечатление, даже если не отвечают на все вопросы теста.

Всему этому может научить репетитор. Но если времени заниматься с репетитором уже нет, для тренировки можно сходить сразу на несколько собеседований. Так ребенок на практике, хоть и тяжелой поначалу, постепенно привыкнет к новой обстановке.

Если пройти собеседование все-таки не удалось, можно поступить в другое место, но в течение учебного года продолжать проходить тесты в ту школу, куда вам хотелось: там может освободиться место. За это время у ребенка пропадет стресс: со школой он уже будет знаком. Но стоит учесть, что в некоторых частных школах повторное собеседование может быть платным.

Такой опросник заполняли учителя в одной из школ, куда поступал выпускник нашего детского сада. В школе обращают внимание на то, как ребенок ведет себя в группе и как реагирует на педагога

В некоторых школах обращают внимание на возможность и желание семьи помогать ребенку в учебе. Могут узнать у родителей, имеют ли они представление о будущем уровне нагрузки на детей и, если ребенку потребуется помощь, смогут ли они поддержать его.

Учителя хотят видеть, что родители заинтересованы в развитии ребенка, готовы регулярно посещать родительские собрания и участвовать в жизни класса. В школе также оценивают то, как родители выстраивают общение с педагогами, как реагируют на критику и замечания.

Еще могут узнать, посещает ли ребенок подготовку к школе — занятия с репетиторами или подготовительные отделения при других школах и в частных детских садах. Поинтересуются, опаздывает ли ребенок на занятия, успевает ли готовиться к ним.

Учителя не могут проверить ответы родителей и верят им на слово. Но в некоторых школах существует практика поручительства за семью: родители детей, которые уже учатся, дают школе свои рекомендации.

В ситуации, когда на чаше весов будет выбор между детьми с одинаковыми вводными, выберут скорее ребенка, чьи родители готовы помогать.

ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
10 часов назад
ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
7 часов назад

Читайте также