АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ

Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
10 часов назад
ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
7 часов назад

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев [1] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя«. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство«.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией [2].

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Монах Троице-Сергиевой лавры, в середине 1980-х годов побывавший в одном из тибетских монастырей, свидетельствовал, что победа Пересвета описана в особой «святой» монастырской книге как важнейшее событие, выпавшее из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём, — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств, но и освоивший древнейшую практику боевой магии бон-по [3], достигший вершин этого посвящения и обретший статус «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких воинов-тибетцев было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то именно Челубей был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских. Пересвет вышел на схватку без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Он получил смертельную рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть, нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира [4].

Почитание

Поединок инока Александра-Пересвета с Челубеем. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI в.)
Поединок инока Александра-Пересвета с Челубеем. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI в.)

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону» [5], а также летописная «Повесть о Куликовской битве» [6] сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище» [7]. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» [8]. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» [9]. В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан [10], а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был возвращен посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [11].

Иконография

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века [12], в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века [12], на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года [13], а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
8 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
7 часов назад

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], «600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,» БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., «Сказание о Мамаевом побоище,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., «Повесть о Куликовской битве летописная,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., [Рец.], СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, «Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,» 79-204.

Использованные материалы

  • Андроник (Трубачев), игум., «Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские» Православная энциклопедия, т. 1, стр. 532-533:
    • http://www.pravenc.ru/text/64384.html
    • http://ustavschik.livejournal.com/114699.html

    [1] Неизвестно, в каком смысле использовано слово «братья» — родные по плоти, побратимы, братья во Христе.

    [3] «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», т. е. искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путём магических заклинаний сил потустороннего мира — демонов. В результате человек впускает в себя «силу зверя», становясь бесноватым. Платой является его бессмертная душа, которая и по кончине не может освободиться от этих жутких объятий сил тьмы.

    [4] Митрофан (Баданин), еп. [ныне митрополит]. Правда о схватке Пересвета и Челубея. То, что не написано в житиях // Официальный сайт Китайского Подворья Патриарха Московского и всея Руси — храма святителя Николая в Голутвине, http://www.st-nicholas.ru/rus/stati/stati_88.html .

    [5] В Рогожском летописце — ПСРЛ, М., 1965, т. 15, стб. 139-141; в Симеоновской летописи — ПСРЛ, СПб., 1913, т. 18, 129-131.

    [6] В летописях Новгородской IV — ПСРЛ, Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, 311-320; Л., 1925, вып. 2, 321-325; и Софийской I — ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 90-98.

    [8] РГБ, МДА, № 201, 333, день памяти не указан.

    [9] Барсуков, Источники агиографии, IV.

    [10] На начало XXI века высота — 138 см, окружность — 16 см.

    [11] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
    7 часов назад
    ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
    8 часов назад

Читайте также