Течь масла из двигателя
В этой статье мы рассмотрим самые очевидные утечки масла из двигателя — наружные. Даже незначительные подтеки со временем загрязняют подкапотное пространство, и это зачастую является причиной прочих неполадок и доставляет хлопоты владельцу.
Чем грозит наружная негерметичность масляной системы
На первый взгляд покажется, что небольшие масляные выделения не принесут вреда. В крайнем случае придется пополнить систему — благо смазка на это всегда остается после технического осмотра. Но это поверхностный взгляд.
Вот какие последствия вызывает эта неисправность:
- Уровень масла падает. Важно, чтобы он не снизился до критического, а лучше, чтобы оставался оптимальным. Тот, кто знаком с работой ДВС понимает, что с низким уровнем лучше не загонять стрелку тахометра на высокие обороты, чтобы не вызвать масляное голодание. Смазочная жидкость на таком режиме обильно поднимается в головку блока цилиндров (ГБЦ), а вот в поддоне его остается мало. При этом в районе маслозаборника образуется воронка, и жидкость заходит в систему с воздухом. Масла не достает на шейках и вкладышах коленчатого вала, что грозит серьезной аварией мотора. О недостатке смазки приходится помнить и не забывать пополнять систему.
- Загрязняется агрегат и все подкапотное пространство. Капли масла разносятся воздушным потоком и пыль, грязь, влага оседают на маслянистую пленку вследствие чего:
- мотор покрывается грязной шубой, и она препятствует нормальному отводу тепла от блока, ГБЦ, поддона;
- забиваются снаружи соты радиатора. Вентилятор включается все чаще, но потом система не справляется, и наступает перегрев;
- покрытая масляным налетом электрика дает сбои. Свечи зажигания, высоковольтные провода, боятся замасливания. Результатом становится слабая искра со всеми вытекающими последствиями;
- течи масла разъедают резиновые изделия. В полную негодность приходят опоры двигателя, шланги системы охлаждения, подушки радиатора и компоненты ходовой части. Далеко не все резиновые детали автомобиля выполняются маслостойкими;
- особо опасным является попадание смазки на ремень газораспределительного механизма (ГРМ). В этом случае его зубья могут перескочить по зубьям шестерни. Тогда синхронность движения ГРМ и КШМ (кривошипно шатунного механизма) будет нарушена. В результате клапаны ГРМ столкнутся с поршнями, и силовой установке потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт;
- попадание смазки в разъем между коробкой передач и двигателем вызывает пробуксовку сцепления, ухудшение динамики, перерасход топлива и износ комплектующих.
Характерные места утечек
Протечки масла наиболее вероятны в местах уплотнений. Ими бывают:
- прокладки;
- резиновые кольца;
- сальники. Они уплотняют движущиеся соединения (валы);
- герметик. В современных моторах герметик все больше применяется не только для ремонта, но и для заводской сборки. Это специальные, дорогие и надежные составы.
Наиболее «популярной», в смысле подтеков масла, является прокладка клапанной крышки. Узел вскрывается чаще других, так как это необходимо при плановой настройке клапанов и при многих ремонтных работах. Обычно это самая верхняя прокладка двигателя. Вытекающая из-под нее смазка заливает весь агрегат, что не позволяет определить другие неплотности.
На старых машинах, имеющих в составе системы зажигания прерыватель-распределитель (трамблер), его уплотнение часто приходит в негодность также по причине частого демонтажа и регулировки. Яркий тому пример — ВАЗ 2108. В зоне крепления распределителя зажигания находится проставка, уплотненная таким же резиновым кольцом типа o-ring. На ней смонтирован бензонасос, имеющий две плоские прокладки. Весь этот узел находится над термостатом. Последний висит на шлангах системы охлаждения. Смазка разъедает их не только при неисправности. Она неизбежно вытекает при демонтаже деталей. Здесь же, на заднем торце блока цилиндров расположена площадка с номером блока цилиндров. Она тоже покрывается грязным налетом.
Масляный фильтр необходимо затягивать в соответствии с руководящей документацией к автомобилю и самому фильтру. Обычно предусматривается ручная установка. Производитель может рекомендовать после затяжки несколько отпустить фильтр и потом затянуть окончательно, что способствует равномерному распределению резинового кольца. Съемник фильтров не предназначены для их затяжки.
Датчики агрегатов уплотняются кольцами, либо имеют коническую резьбу. Чаще течет сам датчик, нежели его уплотнение. Проблема решается заменой.
Поддон двигателя протекает по пробке, прокладке, или если он поврежден в результате удара.
Происхождение масляных утечек
Причины утечек масла следующие:
- Естественное старение уплотняющего материала.
- Износ сальников, уплотнений, прогорание прокладок.
- Износ, деформация самих уплотняемых поверхностей.
- Ошибки монтажа.
- Перегрев двигателя.
- Несоответствие технических характеристик масла требованиям завода-изготовителя.
- Увеличение давления картерных газов.
- Повреждение двигателя.
Отслужившие свой срок уплотнения необходимо заменять. Однако, следует обращать внимание на сопрягаемые детали. Например, ромбический фланец трубки подвода/отвода смазочной жидкости на турбине наддува со временем деформируется. Он выгибается наружу в местах крепления и проваливается посередине. При монтаже прокладка хуже обжимается по центру и обычно передавлена по краям. Со временем, а то и сразу, масло из двигателя начинает протекать. Попытки подтянуть гайки часто приводят к срыву резьбы. Перед сборкой фланец следует выровнять, либо заменить деталь. Точно также загибают свои «уши» и фланцы топливных насосов. При замене прокладки ГБЦ необходимо выровнять плоскость головки. Последняя выгибается по центру — именно там, где располагается уплотнение масляного канала.
При замене сальников следует обращать внимание на износ вала в месте контакта с уплотнением. Если кольцевая канавка слишком большая, новое уплотнение сдвигают по оси на гладкую поверхность. Технология может предусматривать шлифовку выработанной поверхности и установку сальника ремонтного размера.
Перед монтажом внимательно ознакомьтесь с технической документацией. Некоторые конструкции не имеют упора для сальника в осевом направлении. Поэтому, есть опасность протолкнуть сальник внутрь картера. Чтобы извлечь его, необходимо снимать поддон.
Ошибкой монтажа также является несоосная установка уплотнений. Обычно передние и задние крышки моторов центрируются относительно валов направляющими. Но, например, ВАЗ 2101 такой центровки не имеет. Чтобы отцентрировать передний сальник, нужно сделать следующее:
- Ослабить поддон (он стремится сместить переднюю крышку вверх).
- Демонтировать шкив коленчатого вала (КВ) и крышку.
- Очистить все сопрягаемые поверхности.
- На снятой крышке заменить сальник, на блок цилиндров поставить новую прокладку крышки.
- Крышку в сборе установить на блок, не привинчивая.
- Смазав маслом контактную поверхность, установить шкив на КВ. Сальник с крышкой при этом займут правильное, соосное положение относительно КВ.
- Нижний край крышки должен быть установлен ровно по срезу блока (повернуть при необходимости).
- Окончательно затянуть переднюю крышку (фронтальный крепеж).
- Притянуть поддон.
Задний сальник заменяется по такому же принципу. Однако, для его замены необходимо демонтировать КПП, сцепление и маховик. Большую работу, требующую применения подъемника, лучше поручить автомастерской.
Когда крышка отцентрована, нет необходимости снимать ее при следующей замене сальника. Но нужно знать, что с центровкой все в порядке.
Перегрев мотора способствует короблению сопрягаемых поверхностей и порче материала уплотнений.
При увеличении давления картерных газов, масляные пары не только загрязняют впускной тракт, но и стремятся выйти наружу, через любую брешь. Это особо проявляется, если система вентиляции картерных газов засорена.
Несоблюдение моментов и последовательности затяжки, перекосы — создают предпосылки к появлению течи. Обычно детали обжимаются крест-накрест. Детали большой протяженности, имеющие много крепежных точек (например, клапанная крышка) обжимается постепенно, от центра к периферии. Тогда прокладка расправляется равномерно.
Жидкость меньшей вязкости легче преодолеет слабые места в уплотнениях. Ее разжижение может произойти вследствие смешивания с топливом и охлаждающей жидкостью.
Несвоевременная замена смазывающей жидкости приводит к высокому содержанию механических примесей, способствующих износу сальников и валов в местах уплотнений.
Наиболее частым местом механического повреждения является поддон двигателя. При появлении трещины места утечки моторного масла завариваются, или деталь заменяется на новую.
Признаки течи
Прямым признаком утечки является масляное пятно под машиной или следы подтекания под капотом. Увеличившийся расход моторного масла тоже заставляет осмотреть двигатель, но причина может быть другой.
Разъеденные подушки, сайлентблок, патрубки указывают на воздействие активной среды.
Если вытекающая смазка попадает на раскаленные поверхности коллектора и глушителя, задымление, запах подгоревшего масла могут проникнуть и в салон. Такая течь может сопровождаться характерным шкварчащим звуком.
Чтобы реже пополнять поддон некоторые владельцы доливают с запасом — выше максимального уровня смазки. Этого делать не стоит. Излишки горят и вытекают быстрее, а кроме того способствуют закоксовке двигателя.
Условием долгой работы двигателя без образования масляных подтеков являются грамотная эксплуатация (в первую очередь без перегревов), своевременной техническое обслуживание с применением качественных расходных материалов, квалифицированный, а не поверхностный ремонт.
А для того, чтобы проблемы с двигателем не нарастали, как снежный ком, необходимо срочно устранять едва зарождающиеся неплотности и причины их появления.
Источник https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/tech-masla-iz-dvigatelya/