Как рассказать ребенку о войне и не напугать. 10 советов от психолога

UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
8 часов назад
КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
10 часов назад

Мы рассказали ребенку о бабушке и дедушке, которые пережили войну, а он сильно расстроился. Показали фильм о героях — а он восторженно играет «против фашистов». А вечером признался, что ему страшно, что в мире может начаться война. Можно ли говорить с детьми о трагической стороне войны и как подобрать нужные слова, размышляет психотерапевт Екатерина Сигитова.

Что сказать ребенку о войне?

Екатерина Сигитова. Фото: facebook.com

Точного ответа на вопрос «Как именно говорить с ребенком о Великой Отечественной войне?» нет. Все зависит от вас и вашего ребенка, от ваших ценностей и вашей точки зрения. Вот мой примерный рассказ, вы можете адаптировать его под себя.

«Иногда люди бывают не согласны друг с другом, и тогда они ссорятся или даже дерутся. Война — это то же самое, только происходит между большими группами людей, вплоть до целых стран. И они не просто дерутся, но применяют оружие и разную военную технику, чтобы таким образом напугать или убить как можно больше людей.

Сначала у людей были только когти, зубы и кулаки. Потом появились палки, которыми можно было друг друга бить. Можно сказать, что это было самое первое оружие, хоть и довольно ненадежное — ведь палку очень легко сломать и ею трудно кого-то убить.

Время шло, люди развивались и стали использовать железо и сплавы металлов. Появилось другое оружие, более твердое и тяжелое, например, меч или копье. Его не так-то просто было сломать, и оно убивало гораздо быстрее палки.

Потом люди изобрели порох и смогли создавать оружие, которое стреляет: пушки, пистолеты и ружья. Люди прикрепили оружие на машины и самолеты, чтобы оно доехало к месту сражения. Тогда же появились и первые бомбы — они взрываются, если их куда-нибудь положить или забросить.

Стреляющее оружие, военные машины и бомбы могут убить сразу много людей. Но позже люди открыли ядерную реакцию и разработали новые виды оружия, которыми, наверное, можно убить сразу население целой страны.

Оружие обычно используют солдаты во время войн. Когда войны нет, в большинстве стран оружие есть только у небольшого количества людей — охотников и полицейских.

детская психология

Группы людей и страны воюют, потому что спорят о чем-то и не могут или не хотят разобраться мирно. Например, они могут спорить о том, кому принадлежит какая-то территория.

Обычно в войне участвует армия — это группа людей, которые специально учатся воевать: стрелять, водить танки. Те, кто состоит в армии, называются солдатами. Армия есть почти у каждой страны.

Раньше войн было очень много, потому что люди плохо умели договариваться и почти все вопросы пытались решить силой. Поэтому в истории человечества были целые десятилетия, когда разные страны и территории постоянно воевали. Сейчас войн мало. Но каждая война — это страшно, потому что в ней погибают люди.

Если в войне участвует две-три страны, она называется локальной, то есть происходящей в конкретном месте. Иногда в войну втягиваются очень много стран, почти весь мир — такие войны называют мировыми. В истории человечества уже было две мировых войны. В них участвовала Россия. Вторую войну русскоязычные люди называют Великая Отечественная — потому что почти в каждой семье есть прадедушка или прабабушка, которые воевали за отечество, то есть за свою страну, которая в то время называлась Советским Союзом. 9 мая, когда закончилась Великая Отечественная война, в России и некоторых других странах отмечается День Победы.

Это не очень веселый день, потому что в той войне погибло очень много людей и многие семьи остались без пап, мам, сыновей, дочерей».

Как может отреагировать ребенок?

На такой рассказ каждый ребенок может отреагировать по-своему. Он может испугаться, почувствовать ощущение бессилия и горя, а иногда злость и гнев на «врагов», «плохих людей», «фашистов». Все эти реакции совершенно нормальны, но нужно внимательно к ним отнестись.

Если ребенок почувствовал страх, бессилие или горе , скажите, что такие чувства совершенно нормальны, и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Расскажите ему, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было войн. Предложите тоже что-то сделать, чтобы не чувствовать себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире.

Объясните, что ребенок может сделать окружающую среду более мирной и спокойной, такой, в которой люди будут чувствовать себя лучше.

Например, можно нарисовать картинки про войну, послать какие-то вещи беженцам с воюющих территорий, придумать способы решения конфликтов без драк, не покупать видеоигры с большим количеством крови и насилия и так далее.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖИРА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
6 часов назад
ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
8 часов назад

Если вы заметили у ребенка нервное возбуждение от темы насилия, похожее на восторг и радость , вы можете его аккуратно разубедить, рассказывая об обратной, не парадной, стороне войн и вооруженных конфликтов. Но если такая реакция соответствует вашим ценностям и планам на воспитание, можете не разубеждать. Многие считают, что испытывать восторг нормально, например, для мальчика, «будущего солдата».

Приемы для описания насилий и войн, которые используют в фильмах, видеоиграх и СМИ, зачастую рисуют романтическую привлекательную картинку. Тот же самый парад Победы на 9 мая — то, какой ценой нашей стране досталась эта победа, упоминается не всегда. Поэтому у детей может создаться ложное впечатление, что война — это что-то красивое и радостное. Дети оказываются втянутыми в контекст, который не фокусируется на страданиях и боли, а только представляет красивую идею победы, боевого духа, стрельбы, взрывов. Конечно, дети верят этому и не думают, что такое представление о войне — не совсем правда. Переубеждать их в этом или нет — решать вам.

Если ребенок разозлился на «врагов», «плохих людей», «фашистов» , это нормально, потому что он пока не понимает всей сложности темы. Дети, особенно дошкольники, легко заражаются идеей существования «плохих людей». Они пока не могут понять, почему в мире продолжается насилие — легче наклеить на некоторых участников этого мира некий ярлык, который бы все объяснял.

Некоторые дети даже делают тему «ответного удара» центральной в своих разговорах, рисунках и играх. И здесь важно быть внимательным к тем чувствам, которые лежат под поверхностной агрессией: это может быть тревога, ощущение беззащитности и несправедливости, горе и переживание ущерба. Поясните ребенку, что у способа «око за око, зуб за зуб» и «можем повторить» есть определенные последствия — все лишь больше злятся и ситуация может зайти очень далеко. Если знаете примеры из жизни, приведите их.

О чем стоит помнить, рассказывая ребенку о войне?

Следуйте за ребенком. Отвечайте, если задан вопрос, но не говорите больше, чем было спрошено. Не давите, если ребенок не хочет разговаривать на какую-то тему или явно не готов. Узнавайте контекст, интересуйтесь, почему ребенок спрашивает что-то конкретное, реагируйте на его чувства. У всех нас есть совершенно нормальная потребность многое дать своим детям, в том числе информацию — но в ходе разговора неоднократно придется немного приглушать ее, чтобы не перегрузить.

Не пытайтесь казаться экспертом во всем. К счастью, детям очень редко нужна техническая точность и абсолютное соответствие истине в наших ответах. Скорее, им нужно почувствовать нашу готовность разговаривать, нашу заботу и внимание. Поэтому совершенно не страшно, если вы чего-то не знаете. Можно спокойно сказать: «Хм, это сложный вопрос, я сейчас не знаю ответа, поищу и тебе скажу. Или, хочешь, поищем вместе?» Такие моменты научат детей, как обходиться с собственными пробелами в знаниях и как решать задачу, если чего-то не понимаешь.

Не считайте вопросы ребенка глупыми и странными. Не сердитесь, если вопросы повторяются после того, как вы уже на них ответили. Слушайте, что именно детям нужно узнать и что их беспокоит, пытайтесь посмотреть с их точки зрения.

Известно, что дети не всегда в состоянии выразить то, что они имеют в виду. А то, что они выражают словами, не всегда означает для них то же, что и для взрослых.

Так что иногда попытки понять, что же на самом деле их волнует, могут занять некоторое время. И очень важно в ходе этих попыток не оставлять у детей ощущения, что они что-то делают или говорят неправильно.

Ищите точку баланса в выражении собственных чувств. Некоторые темы не оставляют нас равнодушными, и День Победы — из их числа. С одной стороны, нужно показывать детям, что мы живые и тоже можем переживать, как и они. С другой стороны, некоторые наши реакции и эмоции могут их напугать, потому что будут для них чрезмерными. Поэтому старайтесь найти точку баланса — вы не робот-энциклопедия, но и не человек в истерике.

Развеивайте мифы и заблуждения. Как вы уже знаете, дети мыслят очень конкретно, с тенденцией к магическому мышлению, часто в их картине мира все вертится вокруг них. Чем младше ребенок, тем сильнее это будет влиять на его представления о какой-то теме или предмете. Например: «В самолетах, которые воюют, есть бомбы — значит, во всех самолетах есть бомбы». Следите за такими детскими рассуждениями и старайтесь объяснять, как все обстоит на самом деле — так вы поможете ребенку тверже стоять на почве реальности.

Избегайте страшилок. В теме о войне это сделать довольно сложно, потому что там, по факту, есть много страшного. Но строить на насилии весь рассказ не стоит. Во-первых, ребенок вырастет, получит доступ к другим точкам зрения и может понять, что вы намеренно сгустили краски. Во-вторых, пока он этого не поймет, может сильно напугаться, и неизвестно, до какой степени разрастется его страх и тревога. Помните, как многие из нас, будучи детьми в 70-е и 80-е, боялись, что вот-вот снова начнется война? Так что страшилки — только в меру, в компании с обычными разговорами и фактами.

как сказать ребенку о войне и не напугать

Старайтесь не слишком занудствовать . Проявляйте ум и эрудицию аккуратно. Если чувствуете, что разговор из диалога начал превращаться в лекцию и внимание ребенка стремительно падает, остановитесь. Лекционная форма подачи требует ресурсов внимания и памяти, которых у большинства детей еще нет. Ребенок просто забудет и пропустит 80% из того, что будет в вашем (не)скучном монологе, а может, еще и приобретет негативный эмоциональный якорь. Лекций дети еще успеют наслушаться в университетах и колледжах, а вам лучше просто с ними болтать.

Не обязательно быть согласным со всем, о чем вы рассказываете. Можно говорить о разных точках зрения, упоминая, какой вы придерживаетесь. Кто-то считает 9 мая Днем Победы, а кто-то — днем траура. Кто-то считает, что наш народ геройски победил фашистов и избавил от них весь мир, а кто-то — что наша страна участвовала в развязывании этой войны. Кто-то говорит «Великая Отечественная», а кто-то — «Вторая мировая». Важно дать детям как можно больше альтернатив.

Ребенок растет и со временем все равно узнает много нового за пределами ваших рассказов. Лучше, чтобы он узнал это новое от вас же.

Не беспокойтесь, скорее всего, ребенок в итоге выберет вашу точку зрения.

Будьте увереннее. Разговаривая с ребенком обо всем, о чем считаете нужным, вы поступаете правильно. Это подтверждают исследования по всему миру. К сожалению, наши реалии таковы, что каждый первый не просто считает себя экспертом в вопросах воспитания детей, но и не стесняется высказывать свое мнение другим родителям. Очень многие люди убеждены, что с детьми разговаривать в принципе не нужно. Не слушайте критиков, особенно если у вас нет оснований доверять их опыту. Не слушайте и меня, если я пишу что-то, что совершенно не подходит вам. Вы — самый главный эксперт для своей семьи и своих детей. Точка.

Расслабьтесь. Разговор может пойти не так. Вы можете сделать ошибку, или уже сделали, или еще сделаете. Где-то что-то забудете, случайно переврете. Идеально все равно не получится, не только у вас, но и ни у кого. И у меня тоже. Все, что мы можем, — это продолжать пытаться разговаривать. Так что, родители, отложите перфекционизм и напряжение и будьте собой. Это у вас должно очень хорошо получиться.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖИРА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
8 часов назад
ЭФФЕКТИВНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ УДАЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ПЯТЕН
7 часов назад

Читайте также