Конспект урока Литература 6 класс Урок № 32 А. И. Куприн. «Чудесный доктор»

Антитеза – это приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

ЭФФЕКТИВНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ УДАЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ПЯТЕН
9 часов назад
ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
10 часов назад

Изобразительные средства – тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: антитеза, бессоюзие и другие…).

Метафора (от др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona — лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Особенности рассказа: небольшой объём, ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя. В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Рождество – это христианский праздник рождения Христа (25 декабря/7 января).

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Художественная деталь (фр. detail – часть, подробность) – значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 64.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 25.

5. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 158.

6. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. стр.285.

7. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 5-8 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, стр. 95.

Открытые электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 08.06.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 08.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в дворянской семье. Его отец умер через год после рождения Александра. Мама, княжна Любовь Куланчакова, приняла решение переехать в Москву. Как говорил сам Куприн о своей матери, это было «верховное существо с непреклонным характером и высоким благородством».

Не имея средств содержать и учить сына, Любовь Алексеевна отдаёт его в сиротский пансион.

В 10 лет Александр поступает во Второй Московский кадетский корпус. В 17-ть он становится курсантом Александровского военного училища. В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Служба хотя и тяготила Куприна, но именно она стал основой ранних произведений писателя об офицерских буднях.

В полку Куприн отслужил всего 4 года, вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Всё, что он хотел – это заниматься литературой. Его рассказы стали печататься.

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
8 часов назад
СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДЛЯ ТВОИХ РЕСНИЦ
6 часов назад

Рассказ «Чудесный доктор» был написан ещё в Киеве в 1897 году.

С первых строк автор настраивает нас на то, что это не придуманная история, а быль.

«Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдёт речь. Я с своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму».

Александр Куприн в названии рассказа использует слово «чудесный». Какую смысловую нагрузку несёт это слово?

«Чудесный» образовалось от слова «чудо», то есть волшебство, а именно: исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед.

Рассказанная история происходит в сочельник, то есть в самое чудесное время.

Куприн в своём произведении рассказывает, как на семью Мерцаловых сыплются одно несчастье за другим. Сначала глава семейства заболел тифом, и все сбережения семьи ушли на лекарства. Затем его уволил с работы, потому что пока он болел, на его место взяли другого человека. Семье нечем было платить за квартиру и пришлось переехать в сырой подвал. Младшая дочь умирает, а теперь ещё заболела и дочка Маша, и вызвать к ней доктора на что. Мерцалов в отчаянии уходит из дома и даже думает о самоубийстве. И вот в саду он встречает доктора…

Куприн не просто рассказывает историю бедствий семьи. Он использует художественный приём – антитезу.

Что такое антитеза? Это стилистический приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

В начале рассказа автором передана атмосфера праздничного вечера: описываются улица, витрина магазинов,

«сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки. ».

Но праздничные рождественские ёлки горят не для двух мальчуганов, Гриши и Володи, сыновей Мерцалова, которых мать отправила к управляющему за деньгами, которые он был должен её мужу.

И вместе с детьми мы попадаем в жуткий подвал. Автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых, используя «говорящие» детали:

двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой;

закоптелые, плачущие от сырости стены;

постоянный запах нищеты;

крик грудного ребёнка;

сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания;

переделанное из старого ватного халата пальто Гриши;

летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.

Рассмотрим, как автор рисует заснеженный сад, где отчаявшийся глава семейства встречает доктора.

Эпитеты и олицетворения используются автором, чтобы передать картину этого дня: «Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии».

И тут в этом саду появляется старичок, который оказывается доктором.

«Чудесный доктор» помогает советом, деньгами, при этом скрывает, не называет своё имя.

Это говорит о том, что он – человек бескорыстный и скромный, совершающий доброе дело, не требующий за это никакой благодарности.

В конце рассказа мы узнаем о том, что этим «чудесным» доктором был Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

ограниченное число действующих лиц,

одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
8 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
9 часов назад

Читайте также