Московский метрополитен — метрополитен в Московском регионе. Является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире.


Московский метрополитен, открытый 15 мая 1935 года, — это основа транспортной системы Москвы. Он надёжно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56 %. [1]
Радиально-кольцевая структура Московского метрополитена воспроизводит исторически сложившуюся планировку Москвы. Линии метрополитена протянулись от центра города к его окраинам, обеспечивая пассажиров надежным и быстрым транспортом. Средняя дальность одной поездки в метро составляет около 15 км. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. Это наивысший показатель в мире. [2]
Ежедневно по 12 линиям метрополитена, общей протяженностью 329 км со 197 станциями пропускается более 10 тыс. поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тыс., из которых формируется более 500 составов. [3]
Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тыс. пассажиров. Наиболее загруженными на сегодняшний день являются станции «Выхино», «Юго-Западная», «Новогиреево», «ВДНХ», «Кузьминки», «Речной вокзал», «Тушинская», «Щёлковская», «Китай-город», через которые ежедневно проходят от 100 до 150 тыс. человек. [4]
Средняя эксплутационная скорость поездов Московского метрополитена (с учётом остановок) составляет около 41 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом — 90 секунд. [5]
По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем другим показателям. [6]
Высокая регулярность движения и надёжность работы метрополитена достигается благодаря работе более чем 45-тысячного коллектива, а также применению современных технологий и новой техники, которые внедряются в том числе и с использованием передового международного опыта крупнейших транспортных компаний мира. Этому способствует активная работа метрополитена в таких международных транспортных организациях, как Международный союз общественного транспорта (МСОТ), объединяющего более 2 тысяч компаний — транспортных операторов из 80 стран мира, клуб крупнейших метрополитенов мира (КоМЕТ), а также ассоциации «Метро», объединяющая метрополитены России и СНГ. [7]
Содержание
[править] Строительство
В настоящее время в Москве вводится в эксплуатацию около 10 новых станций метро в год. [8]
В Москве средняя стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 млрд рублей; стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом мелкого заложения — 4,5 млрд рублей. [9]
[править] Подвижной состав
В январе 2019 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что парк вагонов метрополитена Москвы обновлён почти на 50 % с 2010 года и сегодня является одним из самых молодых среди метрополитенов таких крупных городов мира, как Шанхай и Лондон. «Средний возраст вагонов метрополитена в Москве — 13 лет. Это один из лучших показателей среди таких мировых мегаполисов, как, например, Лондон, Париж, Пекин, Шанхай. По парку вагонов московский метрополитен является одним из самых молодых», — сообщил Ликсутов. Он отметил, что ранее, в 2010 году, средний возраст вагонов составлял 20 лет — за 8 лет парк составов обновился на 49 %. [10]
[править] Доступность метро
В январе 2019 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что в настоящее время 88 % населения Москвы проживает вблизи станций метро. [11]


[править] Внедрение беспилотного движения
Власти Москвы планируют запустить высокоавтоматизированные вагоны в Московском метро. Инициатива по состоянию на 2018 год находится на стадии поиска технологических решений. [12]
В апреле 2019 года руководитель департамента транспорта мэрии Москвы Максим Ликсутов заявил: «Лучшие решения стабильно работающей беспилотной технологии сейчас могут обеспечить интервал движения поезда [метро] в три минуты — 180 секунд. Такие решения есть, например, у Siemens и Bombardier. В Московском метрополитене интервал движения поездов, к которому мы привыкли, — 90 секунд», — отметил глава дептранса. «Это означает, что переход работы в беспилотную технологию сегодня существенно ухудшит качество работы метрополитена. Для нас это неприемлемо. <. >Все поезда, которые мы купили за последние шесть лет, имеют функцию беспилотного режима управления. Мы тестируем некоторые технологии, дорабатываем их с помощью штатных IT-специалистов, которых в Московском метрополитене около 300 человек. Но мы дождемся тех, которые будут удовлетворять нашим требованиям.» [13]
[править] Рейтинги
Московский метрополитен занимал 115-е место в рейтинге «Эксперт-400» за 2013 год по объёму выручки. [14]
[править] Показатели
[править] Финансы
Выручка Московского метро в 2012 году составила 68,4 млрд рублей ($2,2 млрд), чистая прибыль равнялась 5,54 млрд рублей. [15]
[править] Развитие метро
В 2018 году в Московском метро были открыты для пассажиров 17 станций, 33 км линий и два депо. [16]
[править] Интернет
Объем передачи трафика беспроводного сети Wi-Fi московского метрополитена по итогам 2017 года увеличился по сравнению с показателями 2016 года в 1,5 раза и составил 37 млн Гб. [17]
Количество интернет-сессий в московском метро по сравнению с показателями 2016 года было увеличено на 32 % — до 1,16 млрд подключений. [18]
[править] Перспективы
В 2019 году в Московском метро планируется сдать в эксплуатацию примерно 33 км линий и 14 станций, в 2020 году — 8-9 станций, в 2021 году — 12-13 станций. [19]
В 2023 году будет построено девять станций Московского метро: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех» и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии, «Новомосковская» Сокольнической линии, «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии, две станции Коммунарской линии — «Коммунарка» и «Бачуринская». [20]
К 2023 году в Московском метро будет 293 станции, а сеть линий покроет в общей сложности 530 километров. [21]
С 2022 до конца 2024 года за счёт средств городского бюджета Москвы планируется спроектировать и построить 58,5 км линий метро, 25 станций и три электродепо. [22]
[править] Депо
К концу 2023 года подвижной состав московского метро будут обслуживать 23 депо, из них три — «Замоскворецкое», «Нижегородское» и «Аминьевское» — будут работать в составе Большой Кольцевой линии. [23]

