Островский произведения школьной программы

Изучение монографических тем занимает далеко не самую последнюю роль в школьной программе старших классов. Монографическая тема помогает достаточно хорошо ознакомиться с биографией и творчеством автора, с основными этапами его литературной работы. Изучение монографической темы позволяет наиболее полно взглянуть на все творчество автора в его взаимосвязи с биографией, исторической ситуацией в стране, где проживает писатель, поэт или драматург; осмыслить, какое место творчество того или иного творца занимает в литературном процессе; способствует наиболее качественному усвоению и пониманию художественного мира автора, его стиля.

МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
10 часов назад
КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
8 часов назад

В рамках данного исследования будет представлено поурочное планирование уроков по программе под редакцией Г.И. Беленького (базовый уровень) на тему «Творчество А.Н. Островского». В работе будут также приведены несколько показательных конспектов уроков по данной теме.

Объект исследования: методика преподавания монографической темы в старших классах на уроках литературы.

Предмет исследования: содержание и организация уроков для учеников 10-го класса по теме «Творчество А.Н. Островского».

Цель: разработать систему монографических уроков литературы в школе по теме «Творчество А.Н. Островского», которая способствовала бы наиболее полному и качественному усвоению темы учениками.

1. проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. разработать систему уроков по теме и представить несколько конспектов уроков в рамках темы;

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованной литературы и приложения в виде презентации к уроку по теме «Жизнь и творчество А.Н. Островского».

2. Теоретические аспекты методики преподавания при изучении монографической темы «Творчество А.Н. Островского»

2.1. Изучение монографической темы в 10-м классе

«Содержание курса литературы 10-го класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10-го класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений». Главная составная часть монографических тем – текст художественного произведения, так как эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

В основном так высказываются о специфике монографических тем в курсе изучения литературы. Для того чтобы разобраться в методике преподавания литературы в рамках указанной темы, рассмотрим общие методические рекомендации, которые предлагают разные исследователи.

«В центре монографической темы – писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя.

Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта».

Мы же будем рассматривать в качестве монографической темы творчество А.Н. Островского. Для того чтобы понять основную специфику изучения творчества указанного драматурга, мы обратились к некоторым программам, а именно: Курдюмовой Т.Ф., Коровиной В.Я. и Беленького Г.И. Все указанные программы незначительно отличаются друг от друга и сходятся в одном: для полного охвата монографической темы необходимо обращение к биографии писателя, истории его творчества и подробного изучения одного (или двух) из его произведений. Различия рассмотренных программ заключаются в выборе текстов для подробного изучения. Курдюмова Т.Ф. предлагает «Грозу» или «Бесприданницу» (по выбору учащихся), Беленький Г.И. – для подробного изучения только «Грозу» и несколько пьес для обзора. При этом в программах Курдюмовой и Беленького во многом сходятся вопросы и темы для обсуждения при анализе пьесы «Гроза». Согласно данным программам, для полного понимания текста необходимо обсудить следующие аспекты:

Семейный и социальный конфликт в драме;

Жестокие нравы «темного царства»;

Образ Катерины (в программах данная тема охарактеризована детально);

Тема греха, возмездия и покаяния;

МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
8 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО!У МУЖА ВЫРОС НА 5 СМ ЗА МЕСЯЦ ПОСЛЕ...
10 часов назад

Смысл названия и символика пьесы.

Беленький в своей программе предлагает также рассмотрение жанрового своеобразия пьесы и ознакомление с литературно-критическими статьями.

Сильнее отличается программа В.Я. Коровиной. Она для подробного изучения предлагает пьесу «Бедность не порок», а также необходимое обращение к теории литературы, а именно – изучение комедии как жанра драматургии.

2.2. Изучение драмы в школе

Так как мы будем рассматривать изучение монографической темы в 10-м классе на примере творчества А. Островского, следует сказать и несколько слов о специфике изучения в школе драмы как литературного рода, потому что анализ пьесы «Гроза» займет наибольше количество часов, отведенных на изучение творчества драматурга, а отсутствие авторской характеристики, портретов и других компонентов образа, присутствующих, например, в прозаических произведениях, осложняет восприятие драмы учащимися.

«В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовительное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. Посещение спектакля и обдумывание режиссерского замысла повышает общий интерес к чтению и анализу драматического произведения, к пониманию его конфликта

В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества < …>»

Большинство современных программ предлагают начать знакомство с драмой в 8-м классе (с произведения «Ревизор» Н.В. Гоголя). Однако это не исключает наличие сложностей некоторых проблем в изучении драматических текстов школьниками в 10-м классе.

Если обратиться к учебному пособию под редакцией Ю.И. Лыссого, в числе составителя которого присутствует и Г.И. Беленький (автор и редактор программы, с которой мы далее будем работать), мы увидим, что задания для изучения драмы «Гроза» предлагаются в следующем порядке:

— Знакомство с мнениями критиков (при условии, что пьеса уже прочитана);

— Выработка собственного мнения относительно жанрового своеобразия, проблематики пьесы;

— Анализ списка действующих лиц;

— Образ города Калинова;

— Анализ речи персонажей;

— Далее: несколько заданий по собственно развитию сюжета; анализ поведения героев, их поступков;

— Нравы «темного царства»;

— Трагическая безысходность положения Катерины;

— Символика и смысл названия.

Таким образом, мы получаем вполне рабочий набор заданий для проведения уроков в школе по заданной теме. Этих заданий достаточно для хорошего усвоения пьесы, при этом они полностью укладываются в отведенное количество часов и соответствуют выбранным вопросам для изучения в программе под редакцией Г.И. Беленького.

3. Творчество А.Н. Островского

3.1. Планирование монографической темы

Планирование монографической темы по литературе, представленное ниже, составлено на основе программы под редакцией Г.И. Беленького (базовый уровень). Согласно данной программе, на творчество А.Н. Островского из курса обучения в 10-м классе отводится 11 часов, один из которых мы взяли под сочинение. В рамках монографической темы предложено рассмотреть биографию драматурга и две его пьесы: «Гроза» (для подробного изучения) и «Бесприданница» (обзорное изучение). Так, планирование будет выглядеть следующим образом:

РАСКРЫТ СЕКРЕТ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ОРГАЗМОВ
9 часов назад
МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
10 часов назад

Читайте также