Почему А. И Куприн посвящает повесть «Яма» матерям и юношеству

Как известно, школьная программа по литературе у многих испортила отношение к классике, особенно русской. Я как раз из числа многих: за большинство произведений берусь с опаской. Но Куприн — единственный классик, который не только не вызвал чувство отторжения, но даже наоборот, полюбился мне именно с тех пор. Только дальше его рассказов почему-то дело не продвигалось. Экранизация классики часто способствует тому, что люди начинают ее читать. Лично для меня это сомнительная мотивация. Но в этот раз и подбор актеров и интригующая реклама не могли оставить равнодушным никого, и я, воодушевившись, взялась за чтение «Ямы».

ДО 100000 РУБЛЕЙ ПОД 0% ВСЕМ, ОДОБРЯЕМ И ТОЧКА!
8 часов назад
ДО 100000 РУБЛЕЙ ПОД 0% ВСЕМ, ОДОБРЯЕМ И ТОЧКА!
10 часов назад

А. Куприн работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет — с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Сюжет: В Ямской слободе (называемой просто «Яма») некоторого южного города на Большой и Малой Ямских улицах существует ряд открытых публичных домов. Речь идёт о заведении Анны Марковны Шойбес, которое было не из шикарных, но и не из низкосортных, конкуренция с заведением Треппеля. Описывается типичный уклад жизни местных проституток, лишённых паспортов, попытка «спасения» Любки, одной из девушек, заканчивающаяся отказом от неё и её возвращением в публичный дом.

Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю одной из проституток Ямы — Жени, обладавшей наиболее ярким характером (гордая и злая — охарактеризует её Платонов). Когда клиент заразил её сифилисом, то в начале она, не пожелав лечиться, хотела ради мести заразить как можно больше мужчин, но пожалев мальчишку-кадета, который единственно был с ней вежлив, она, «исповедавшись» репортёру Платонову, повесилась. Тут важно, что проституткам давали вымышленные, «красивые» имена, и только когда Женька повесилась, автор называет её настоящее имя — Сусанна Райцына — что можно воспринять как некое олицетворение освобождения.

Повесть «Яма» А.И.Куприн начал писать в 1909 году и завершил работу через шесть лет. Книга о жизни проституток вызвала скорее осуждение, чем сочувствие или понимание. Автора обвиняли в безнравственности и чрезмерном натурализме.

Один из героев «Ямы» говорит: «. Наши художники слова — самые совестливые и самые искренние во всем мире художники — почему-то до сих пор обходили проституцию и публичный дом. Почему? Право, мне трудно ответить на это. <. >Может быть, у них не хватает ни времени, ни самоотверженности, ни самообладания вникнуть с головой в эту жизнь и подсмотреть ее близко, без предубеждения, без громких фраз, без овечьей жалости, во всей ее чудовищной простоте и будничной деловитости. Ах, какая бы это получилась громадная, потрясающая и правдивая книга». Куприн сумел создать книгу, действительно потрясающую своей правдивостью, и посвятил ее матерям и юношеству.

История Повесть “Яма” была задумана А.И. Куприным еще в 1906 году. Именно к этому времени появились так называемые публичные дома разных категорий, находящиеся под покровительством полиции.

Столичная жизнь и пресса давали много сведений писателю. Фактами были полны заметки, репортажи, хроники происшествий. Куприн говорил тогда журналистам, что лица, выведенные или “не являются точной фотографией, снятой с живых людей…” Это не копировка, которую он презирал. “Яма” — это и Одесса и Петербург, и Киев”.

Первая часть “Ямы” вышла в марте 1909 года в Москве и тотчас вызвала страстную полемику, Куприн получал массу писем, среди которых преобладали анонимные.

По этому поводу он говорил сотрудникам газет:

“Ругают меня за первую часть “Ямы”, называют порнографом, губителем юношества и, главное, автором грязных пасквилей на мужчин. Пишут, что я изображаю все в неверном виде и с целью сеяния разврата. Это было ничего. Но вот критика меня удивляет. Как можно так поспешно делать окончательные выводы о произведениях, которое еще не окончено? Одни критики меня расхваливали, другие разругали…”

Шум в печати сбивал рабочее настроение Куприна, мешал творчеству. Работа над следующими частями “Ямы” растянулось на несколько лет, продолжалось урывками, писалась без охоты. Писатель был этим очень недоволен, но ничего с собой поделать не мог. Вторая часть вышла весной 1914 года, а в июле 1915 года вышла третья часть.

Признавая серьезные идейные и художественные недостатки повести, понимая, что, несмотря на огромный собранный им материал и большой труд, потребовавший несколько лет, ему не удалось создать широкое полотно, раскрывающее всю сложность жизни и ответить на волнующий его вопрос о причинах возникновения проституции, Куприн все же в мае 1915 года ответил критикам:

“Во всяком случае, я твердо верю, что свое дело я сделал. Проституция — это еще более страшное зло, чем война, мор и так далее. Война пройдет, но проституция живет веками”.

«ЯМА» упрощённое от названия Ямская слобода в окрестностях Днепропетровска между Большой и Малой Ямских улицах, где существовали публичные дома/дома терпимости трёх классов. В самом дорогом заведении путана получала 3 рубля за час с клиентом, в средних по 2, также упоминаются самые низкие заведения, где проститутка получала 50 копеек. Здесь же действие разворачивается в среднем заведении, что есть дом Анны Марковны. Основная сюжетная линия проходит именно через этот дом. Автор нам рассказывает о пьяном порыве молодого студента, что забирает одну из девочек — Любку на своё попечение дабы дать возможность встать на правильную дорогу, девушка училась и её образование занимались друзья студента, но всё это . Речь здесь идёт о молодой гордой и злой Женьке, что заразилась от одного из клиентов Сифилисом и скрыла это от хозяйки, что бы заразить как можно больше мужчин так как ненавидела их всей душой, но пожалела молодого кадета, что стало переломом! Автор так же нам рассказывает о Одесском евреи Горизонте (одно из его многих имён), что торгует молодыми девушками, но внимания ему автор уделяет только, что бы рассказать как тот стал торговцем.

ЧЛЕН ВСТАЕТ ЗА 30 СЕКУНД, СЕКС ДЛИТСЯ 3 ЧАСА...
7 часов назад
НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
6 часов назад

Человеку свойственно обелять и оправдывать свои пороки. По себе знаю: всегда найду оправдание своим слабостям, причем оно будет звучать крайне убедительно даже для меня самой. Циник в глубине моей души шепчет: «Себе-то не лги», но его голос тонет в громогласных «так сложились обстоятельства», «а куды бечь?» и т. д. Готова поспорить на что угодно, что и тот, кто сейчас меня читает, поступает по жизни точно так же. Наверное, мы просто не можем жить с ощущением постоянной вины, а не совершать проступков не умеем. Каяться искренне тоже не всегда получается.

Если же подумать об этой проблеме в общесоциальном масшабе, то страшно становится не только за отдельных людей, но и за человечествов целом. Куда только не заводят нас наши комплексы и тщеславие.

Чем оправдать порок? Что обычно говорят в таких случаях? Как правило, ссылаются на слабость и человеческую природу. С последним поспорю: природа наша прекрасна (мы же созданы по образу и подобию), а вот слабость.

С Куприным у меня как-то сразу не сложилось; помирил нас отечественный сериал, снятый по нескольким его повестям. Доросла, наверное. Ну а его скандальную «Яму» в школе, естественно, изучать не могли.

Кто из писателей работал с темой проституции (разных видов, любым словом называйте). С ходу мне вспоминается три имени (я говорю о литературе, а не о чтиве и журналистике): Цвейг, Мопассан и Достоевский. Первый намертво вцепился в психологию; второй . фразцуз, что с него взять?; у Федора нашего Михалыча несколько очень индивидуальных образов, масштабных в контексте конкретных произведений.

Яма» Купирина стоит особняком. Пощечина обществу? Еще какая.

Представляю, какой скандальной она была в момент появления. Еще бы — выставить на всеобщее обозрение такое постыдное явление социума, как публичные дома; вывернуть их наизнанку, сдернуть флер таинственности и представить в самом циничном и подлом виде. И — не шепотом, а в голос!

И кои-то веки пошли позорным строем не столько ночные бабочки, сколько потребители их услуг — от студентиков до отцов семейств. Сравните: Женька, ставшая настоящим монстром; Тамара, умненькая авантюристка; Любка, так страшно обманутая; сколько их там — манек, танек и т. д. За каждой из них — отдельная история. И вовсе не та, которую мы слышим сейчас — приехала в большой город, не поступила и все такое; у этих все хуже изначально; они изначально поставлены в не просто трудные, а непреодолимые жизненные ситуации. Какая еще судьба может быть у десятилетней девочки, проданной матерью и с ее легкой руки пошедшей по рукам, как не публичный дом, сифилис и самоубийство? Какие у нее варианты? Или кто-то все еще верит в существование » мира ускользающей красоты гейш»?

Но отмотаем немного назад: не будь извращенцев, педофилов, брачных аферистов и просто похотливых мужланов, не было бы и этих искалеченных судеб, не так ли? Не было бы этой, из которой не выбраться.

Ведь не в устами благополучных женщин Куприн обличает самые низменные человеческие пороки, а устами проституток. Большей степени феминизма — подлинного, злого, бунтующего, я никогда в литературе не встречала.

Мужчины — без обид! Девочки, я хочу спросить: доводилось ли вам ловить на себе мужские взгляды — только не восхищенные, а похотливые, противные до дрожи и омерзения? Я из-за этого перестала ходить на пляжи, ведь они даже жен и детей своих не стесняются, замечали? Так гадко. И поэтому странно, что Куприн, сам будучи мужчиной, понимает это, пишет об этом откровенно и с горечью.

Конечно, Куприн — не Достоевский. Ему не удалось достичь того «надрыва», от которого душа кричать начинает, но ему удалось другое — показать масштаб трагедии на примере одного публичного дома.

Впечатлительные, пропустите эту книгу. Написанная 100 лет назад, она и сейчас равнодушными не оставит. Впечатления от нее тоже тяжелые: ни победы добра над злом, ни торжества справедливости, никакого хэппи-энда хотя бы для одного персонажа.

«ЯМА» полна рассуждений об аморальности нашего общества, автор уделяет внимание идиотизму мужчин снимающих себе девиц да и вообще мужчинам потребителям женских ласк так как книга написана словно глазами девиц, она рассказывает о том как рассуждают воспитанницы дома терпимости, о мечтах, что затаились в их сердцах, о любви, которой каким то чудом есть место в этих сердцах! История каждой из них как жизнь привела к такому и как могло бы быть, если бы не стало того, что стало!

Корней Чуковский был единственным кто поддержал произведение Куприна в то время и назвал эту повесть пощёчиной обществу, собственно чем лишь укрепил свою солидарность с автором, который в свою очередь называет дома терпимости в своём произведении «ЯМА» позором общества! Таких книг нет и не будет в школьной программе, но она является тем немногим из того, что действительно стоит прочитать каждому!

МОЩНАЯ ЭРЕКЦИЯ 24 ЧАСА ПОСЛЕ ПРИЕМА...
8 часов назад
СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДЛЯ ТВОИХ РЕСНИЦ
9 часов назад

Читайте также