Практический блок школьного компонента

Анализ упражнений учебника «Русский язык» (8 класс) С. Г. Бархударова и др. (См. приложение, Таблица 6).

Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /С. Г. Бархударов, С. Ч. Крючков и др. (См. приложение, таблица № 9). Практическая часть данного учебника по теме «Сказуемое» включает 33 упражнения (+ 1 упражнение по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», в котором нужно указать составные именные сказуемые), из них 2 связаны с уроками по развитию речи. Рассмотрим, как распределяется материал по изучению видов сказуемого.

ЧЛЕН ВСТАЕТ ЗА 30 СЕКУНД, СЕКС ДЛИТСЯ 3 ЧАСА...
9 часов назад
РАСКРЫТ СЕКРЕТ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ОРГАЗМОВ
7 часов назад

Простое глагольное сказуемое (ПГС) — 9 упражнений, задания ещё

12-и предполагают указать (среди прочих) ПГС, синонимию сказуемых, подбор примеров из текстов художественной литературы, употребить ПГС в описании знакомого человека, рассказ о сказуемых по схеме, что объединяет и что отличает ПГС от СГС, синтаксический разбор сказуемого.

Составное глагольное сказуемое (СГС) — 11 упражнений, ещё в 6 есть задания, связанные с СГС: рассказ о сказуемых по схеме, описание человека, подбор примеров из текстов художественной литературы, синонимия сказуемых, синтаксический разбор сказуемого.

Составное именное сказуемое (СИС) — 10 упражнений и 1упражнение из параграфа «Тире между подлежащим и сказуемым». В названных упражнениях даны различные задания по развитию практических умений и закреплению навыков школьников, связанные с СИС: найти СИС; заменить данную связку указанной в задании; составить предложения, используя указанные формы сказуемого; использовать в составе СИС предложенные сочетания слов; указать, чем выражена именная часть; рассказать о видах сказуемого по схеме, подобрать свои примеры; описание человека; подбор примеров из текстов художественной литературы; синонимия сказуемых; синтаксический разбор сказуемого.

Простое глагольное сказуемое. В упражнениях данное сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного (в основном), сослагательного и повелительного наклонения: ставит, вернётесь (упр. 107), дали, взбежал, оставила (упр. 108); сбегала бы, пожалели бы (упр. 107), не выполнил бы, сходил бы (упр. 106); разберитесь, рассмотри (упр. 106) и др. В упр. 120, 123, 114 есть предложения, в которых ПГС выражено глаголом в форме сложного будущего времени (будет угрожать; будет руководить; будут готовиться, будет заниматься). Глагол-сказуемое в форме сложного будущего времени есть и в одном примере в теоретическом материале (Ещё громче будут петь птицы).

В качестве ПГС предлагается использовать фразеологические обороты (упр. 109, 110) типа дать обещание, отдавать предпочтение, внести предложение, одержать победу (книжн. речь); повесить нос, клевать носом, задрать нос (разгов. речь). Главный структурный элемент фразеологизма — опорная глагольная форма. Но об этом не сказано в теоретическом разделе учебника. Учащиеся чаще всего выделяют в книжных фразеологических оборотах такого типа второстепенный член.

В упр. 111 есть предложения, в которых ПГС — неспрягаемые формы глагольных корней с оттенком внезапно-мгновенного действия совершенного вида в прошлом: подруга толк подругу (2-е предложение); …да разом хвать змею (3-е предложение); Отец-то мой ему и полюбись. Правда, в задании к упражнению они названы сказуемыми, не согласованными с подлежащим. В теоретическом материале данная форма выражения ПГС не названа.

Составное глагольное сказуемое. Даны упражнения, в которых вспомогательная часть СГС выражена: а) глаголами, обозначающими начало, конец, продолжительность действия: начали / кончили цвести, продолжают цвести (упр. 113), начинал беспокоиться, перестала плакать (упр. 115), начали желтеть (упр. 123), начнут готовиться, продолжают заниматься (упр. 114) и др.;

КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
6 часов назад
НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
10 часов назад

б) желательность, возможность — модально-временной компонент семантики выражен модальными глаголами «мочь» и «хотеть» в спрягаемой форме: хочу сыграть, не может найти (упр. 113), хотел заняться, не мог уснуть (упр. 115); в упр. 119 — заменить выделенные слова на « мочь + не + инфинитив».

Вспомогательная часть выражена сочетанием глагола-связки быть с краткими прилагательными: был готов любить (научная грамматика относит такое сказуемое к осложнённой форме составного глагольного сказуемого) — упр. 115; в упр.116 предлагается вниманию учащихся СГС по структуре «быть + кратк. прилаг. + инфинитив»; должен был прийти (упр. 117) — то же; должен трудиться, рады изъездить, способен жить (упр. 117); «быть + готов / намерен / обязан» (упр. 118).

В роли модальных глаголов или предикативных прилагательных выступают имена существительные: Он мастер корзины плести — умеет плести; Иван Кузьмич был охотник пошутить; был любитель поговорить (упр. 120).

Составное именное сказуемое (СИС). Вспомогательная часть. СГС с глаголом-связкой быть дано в упр. 123 (была зелёной; будет руководительницей), 124 (Метель была страшная; Иллюминация будет красивой), упр. 128 (был настороже); нулевая связка — упр. 123 (Костюм совсем новый), 128 (Земля велика и прекрасна) и др.

Кроме того, даны практические задания по употреблению других глаголов-связок. Например: казаться, считаться, стать, явиться, делаться и др.: Ветер казался тёплым; От снега всё стало белым (упр. 125) и др.

В роли связок выступают глаголы, имеющие значение движения, состояния: приехал огорчённым, сестра пришла грустная- упр. 129.

Именная часть. В учебнике даны предложения и тексты, в которых именная часть СИС выражена именем прилагательным (пришла грустная, сидела бледная — упр. 127; улицы пустынны — упр. 130 и др.), именем существительным (был парикмахером, солдатом; мама была домоседка — упр. 129), причастием (фонари не зажжены, работа не закончена, образована комиссия — упр. 130), числительным (пришли вторыми, ребята прибежали первые — упр. 127), наречием (я был настороже — упр. 128) и др.

Есть упражнения, в которых составное именное сказуемое выражено сочетанием слов. В упражнении 126 учащимся нужно указать, чем выражено СИС. Среди примеров даны СИС, которая научная грамматика рассматривает как сложные именные. В теоретической части учебника сказуемые такого плана не рассматриваются. Например: По окончании института Фёдор должен был возвратиться в село агрономом; стремилась стать врачом; мог бы лучше сдать — упр.127; Восточная часть неба была темнее западной; Марк был лет двадцати семи — упр. 128; упр. 133, 135.

ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
9 часов назад
ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
10 часов назад

Читайте также