ГАЗель»: история и особенности автомобиля Версия для печати

«ГАЗель»: история и особенности автомобиля Версия для печати

https://tsm-co.ru/

В толковом словаре Ожегова у слова «газель» лишь одно — «животное» — значение. Но легкие антилопы, отличающиеся быстротою бега, сыграли свою роль в жизни известного российского автомобильного бренда.

В честь них был назван малотоннажный грузовик, «полуторка», ГАЗ-3302, а за ним — и все семейство «ГАЗелей». Сегодня ему принадлежит около 50% отечественного рынка легких коммерческих машин. В этой статье расскажем историю автомобиля и его имени, упомянем главные модификации модели.

Как появилась «ГАЗель»

Разрабатывать новый легкий грузовик на Горьковском автозаводе начали в 1988 году. В то время в нашей стране не производили аналогичных малотоннажных машин. Иж-2715 был рассчитан на перевозку грузов до 500 килограмм, грузоподъемность УАЗ-3303 примерно равнялась тонне, но он не был предназначен для комфортной езды в городской среде. Перед специалистами ГАЗ стояла задача — закрыть потребность в «полуторках». Чуть позже, в 1990-е, эта потребность значительно возрастет благодаря развитию рынка, появлению мелкого предпринимательства.

В 1989-м был подготовлен макет будущей машины «ГАЗель», через два года появились три опытных образца, визуально они не были такими, какими их запустят в производство. До 1994 модель испытывали и совершенствовали. На этапе заводской оценки образцов столкнулись с трудностью — отсутствием опыта тестирования малотоннажных грузовиков. Испытателям приходилось на ходу разрабатывать методику и оценивать новую машину на соответствие ей.

Перед началом производства грузовой автомобиль получил имя собственное — впервые, так как ранее грузовики, выпускаемые на ГАЗ, не было принято называть. Автором имени для машины стал заместитель главного конструктора предприятия Владимир Носаков. Подбирая варианты, он вдохновлялся характером малотоннажки — легкостью, динамичностью — и ее внешним видом. В результате придумал название, которое не только отражало суть модели, но и содержало название завода-изготовителя — «ГАЗель». Руководство предприятия сразу одобрило это наименование.

Запускали производство автомобиля «ГАЗель» летом 1994-го трижды: 13 июля была готова первая товарная машина, через неделю, 20 июля, состоялся торжественный запуск в присутствии председателя правительства Виктора Черномырдина, 13 августа на заводе побывал президент страны Борис Ельцин.

Читать статью  Промывка топливной системы: снижаем расход

Далее выходили все новые и новые модификации автомобиля «ГАЗель». В 1995-м: ГАЗ-33027 с полным приводом, грузовик со сдвоенной кабиной ГАЗ-33023 и фургон ГАЗ-2705. В 1996-м появились микроавтобусы: ГАЗ-3221 и другие версии, в том числе «Скорая помощь» ГАЗ-32214. В 1998-м — ГАЗ-2217 «Соболь», годом позже — «Соболь Баргузин» с более комфортным салоном, а также «ГАЗели» на шесть, восемь и 13 мест для сельской местности.

«ГАЗель» в нулевые

В начале нового тысячелетия на заводе произошла реорганизация производства. Такие перемены позволили в том числе улучшить качество машин. «ГАЗель» в 2003-м изменила свое лицо: получила новое оперение, радиаторную решетку, бампер, фары.

В 2005 году автомобиль отпраздновал юбилей — с конвейера сошел миллионный грузовик. Следом за этим событием у автомобиля поменялся двигатель. Карбюраторные моторы ЗМЗ на 2,3-2,45 литра сменил надежный и ресурсный инжекторный двигатель на 2,5 литра того же производителя.

После смены собственника ЗМЗ дизельный двигатель ГАЗ-560 Steyr с турбонаддувом стали ставить на «ГАЗель» по заказу. Этот мотор на четверть снижал потребления топлива, но значительно повышал цену автомобилей, потому их отправляли в основном на экспорт. Для маршруток использовали более бюджетный карбюраторный двигатель УМЗ-4215, чьей мощности, увы, не всегда хватало при полной загрузке автобуса.

«ГАЗель Бизнес»

Новая страница в истории малотоннажного грузовика открылась в 2010 году, когда была запущена в производство «ГАЗель Бизнес». От своей предшественницы она отличалась рядом параметров, в частности:

  • Межсервисным пробегом — 15 000 километров (У «ГАЗели» – 10 000);
  • Меньшим (на 5%) расходом топлива;
  • Более коротким (на 8%) тормозным путем;
  • Гарантийным сроком — три года или 80 000 километров.

В 2011-м «ГАЗель Бизнес» получила новый мотор — УМЗ-4216.70. Годом ранее стали выпускать грузовики с турбодизелем Cummins ISF. В 2013-м была презентована «ГАЗель Бизнес CNG» с мотором УМЗ-421647, питающимся метаном и бензином.

В том же 2013 году стартовало производство «ГАЗели Next» с грузоподъемностью до 2,6 тонны. Помимо новой кабины, в машине появилась разработанная ГАЗ коробка передач, удлиненная колесная база, новые тормоза, подвеска, гидроусилитель руля.

Читать статью  Устройство и виды топливных систем бензиновых и дизельных двигателей

«ГАЗели» нового поколения укомплектованы современным зарубежным оборудованием и представлены множеством модификаций автобусов, фургонов и бортовых платформ.

Главные модели автомобиля «ГАЗель»

ГАЗ-3302. Первенец в семействе «ГАЗелей» — серийно производится с 1994 года. Представляет собой бортовое авто и шасси с кабиной для перевозки до полутора тонн грузов. При этом категория N1 (М2) позволяет управлять «ГАЗелью», имея права на легковушку (класс B).

Машина отличается низкопрофильными шинами, за счет них высота погрузки небольшая — всего один метр, что облегчает размещение объектов на борту.

Актуальная модель грузовика — «ГАЗель Бизнес» 3302-750. Это бортовая 3,5-тонная заднеприводная машина. В кабине — три места, включая водительское. В кузове размером 197,8х40 сантиметров можно перевозить до 1,8 тонны груза. Двигатель EVOTECH A274 бензиновый (есть модификации с битопливными двигателями УМЗ-421647 с CNG и с LPG, с дизельным мотором).

Размеры грузовика:

  • Длина: 308,9 сантиметра;
  • Ширина по кабине: 206,6 сантиметра;
  • Высота по тенту: 257 сантиметров;
  • Высота по кабине: 212 сантиметров.
  • Колесная база — 290 сантиметров, дорожный просвет — 17 сантиметров.

Радиус разворота «ГАЗели» — всего 5,5 метра. Такой параметр свидетельствует об удобстве езды на авто в городских условиях. При этом грузовик может использоваться и для междугородних транспортировок. По шоссе он разгоняется до 130 километров в час. На скорости 60 км/ч тратит 9,8 литра топлива за 100 километров пути. При скорости 80 км/ч —12,1 литра на 100 километров.

В 2002 году начался выпуск удлиненной «ГАЗели» — ГАЗ-330202. Планировалось, что эта машина будет использоваться в качестве эвакуатора и автолавки. Сегодня бортовая «ГАЗель» 330202-750 отличается от 3302-750 длиной (413,9 сантиметра), колесной базой (350 сантиметров) и массой транспортируемого груза — до двух тонн.

ГАЗ-33023. «ГАЗель-фермер» — так прозвали этот автомобиль. Грузопассажирская машина, которую выпускают с 1995 года, рассчитана на пять человек и тонну грузов. Ее активно используют в городе и в сельской местности, чаще всего для транспортировки рабочих бригад с оборудованием. В кабине — два ряда сидений, объем кузова — 4,5 кубометра.

«ГАЗель Бизнес» 33023-750 похожа по характеристикам на 3302-750 — тот же двигатель, примерно та же грузоподъемность. При этом вся машина короче — 233,9 сантиметра, а кабина выше — 227,4 сантиметра.

Читать статью  Замена топливного фильтра

У этой модели также есть удлиненная версия — «ГАЗель Бизнес» 330232-750.

ГАЗ-2705. Автофургоны, как и грузопассажирские машины, производятся с 1995 года. Мест для людей — два, грузоподъемность — 1,35 тонны. Есть также версия «Комби», она обеспечивает сидячие места для шестерых человек, принимает до тонны грузов.

Сегодня в линейке «ГАЗель Бизнес» представлены модели 2705-350, 2705-370, 2705-757, 2705-777.

У цельнометаллического фургона 2705-350 дизельный двигатель ISF2.8. расход топлива на 100 километров: 8,5 литра при скорости 60 километров в час, 10,3 литра при скорости 80 километров в час.

Грузоподъемность машины — 2,14 тонны, объем грузового салона — 9 кубометров, два пассажирских места в кабине.

Размеры «ГАЗели»:

  • Длина — 310 сантиметров;
  • Ширина по кабине — 207,5 сантиметра;
  • Высота по кабине — 228,5 сантиметра.

Стандартные колесная база и дорожный просвет.

Модель 2705-370 короче, принимает на борт шесть пассажиров, грузоподъемность чуть больше — 2,25 тонны. «ГАЗели» 2705-757 и 2705-777 на два и шесть мест соответственно отличаются тем, что работают на бензиновом двигателе EVOTECH A274.

ГАЗ-3221. Это серия 13-местных автобусов, создана на базе описанного выше фургона. Год начала выпуска — 1996-й. Модернизированная система вентиляции и отопления появилась в этих машинах в 2003 году, а в 2005-м для лучшей управляемости и устойчивости добавили антиблокировочную систему.

В линейке «ГАЗель Бизнес» можно найти микроавтобусы на 8 и на 13 мест, с бензиновым и с дизельным мотором. Например, полноприводный автобус 32217-353 оснащен дизельным двигателем ISF2.8. Перевозит 2,62 тонны, рассчитан на восемь пассажиров. Полноприводный 322173-753 питается бензином, рассчитан на 13 человек, не считая водителя, может транспортировать объекты и людей общим весом почти в 2,5 тонны.

Отметим, что на основе «ГАЗели» производили и продолжают производить различную спецтехнику. «Полуторка» стала базой для создания пожарных и полицейских машин, автомобилей МЧС, ФСИН, карет «Скорой помощи», и так далее.

Источник https://zen.ati.su/article/2021/09/04/gazel-istorija-i-osobennosti-avtomobilja-114214/