Как измеряется вылет колесного диска
В любой области существует немало узкоспециальных понятий. Когда говорят про вылет диска, подразумевается дистанция, отделяющая центральную ось по вертикали и точку фиксации на ступице. Но это не значит, что определение соответствующего параметра невозможно без натурных измерений. Важную информацию можно почерпнуть из обозначений на обороте диска. Там пишут ET/OFFSET, где ET – или eimpress tiefe – расшифровывается как глубина вставки. Необходимое расстояние приводится в миллиметрах.
Положительным считается такой вылет, при котором дистанция между колесами становится меньше. Нейтральным, или нулевым, признается вылет при точном совпадении центральной оси и места закрепления колеса на ступице. Наконец, об отрицательном вылете говорят, если диски далеко выходят из колесной арки.
Как все это правильно измерить, и зачем это нужно
- от мотора;
- подвески;
- частей колес и удельного распределения сил на них;
- шин;
- темпа передвижения.
Стоит немного скорректировать любой нюанс, сразу ощущается изменение эксплуатационных характеристик машины. Расстояние ET определяется шириной диска, которую избрали инженеры автозавода. Как только вылет начинает отличаться от предусмотренного изначально, средняя линия сдвигается к оси подвески. Управлять машиной становится труднее. Подвеска начинает активно изнашиваться, возрастает и вероятность поломки рулевого механизма. Перегруженные ступичные подшипники тоже страдают, как и покрышки.
Увеличение ширины колесного диска подразумевает в норме короткий ET. Это позволяет избежать зацепления подвески колесом при развороте и сократить нагрузку на подшипники, шина не трется об крыло. Сокращение вылета заставляет диск выступать из арки колес. Соприкосновение шины с крылом не только повышает износ, но и негативно влияет на управление автомобилем. В такой ситуации еще и грязь летит вверх, на корпус и на окна.
Нехорошо получается и при увеличении вылета, когда колесо уходит внутрь арки. Не исключен контакт диска с тормозными суппортами или скобами, а шины — с частями подвески и подкрылками. Машина хуже управляется, особенно на высоких скоростях. Оптимально, когда достигнут нулевой ET. В этот момент место присоединения диска к оси совпадает с центром колесной симметрии. Его проекция попадает в середину пятна контакта.
Но при самом незначительном колебании размеров воздействия участвующих сил заметно меняются. Иными станут углы поворота колес, развернуться удастся гораздо медленнее и на большем отрезке трассы. Руль реагирует иначе, чем обычно, и потеря управления может стать даже критичной. Особенно плохо сказывается изменение нагрузки на подвеске. Режим использования всех ее частей станет нестандартным, и предусмотренного конструкторами запаса устойчивости может не хватить, причем в наиболее ответственный момент.
Самый лучший вылет диска может быть определен расчетами при балансировке нагрузок на ступицу и подвеску. Его приводят в инструкции. Любое отклонение от этого показателя стоит максимально сокращать, независимо от причин, которыми оно вызывается. И не стоит думать, что считанные миллиметры не важны. Обратное было неоднократно доказано и практикой эксплуатации автомашин, и моделированием в специальных программах.
Производители обращают внимание на такой момент, чтобы оценить возможность сокращения себестоимости изготовления автомобиля. Да, некоторый запас прочности закладывается в каждый проект. Но обычно стремятся максимально сэкономить, даже ценой некоторого снижения надежности и меньшей взаимозаменяемости комплектующих. Возможности сервисных пунктов точно рассчитать вылет и соблюсти его явно меньше, чем на автозаводе. Непродуманный тюнинг с изменением параметров «всего» на 5–10 мм способен как понизить ресурс ходовой, так и спровоцировать аварии «на ровном месте».
Узнаем вылет диска сами
Наиболее правильный показатель содержится в маркировке, размещенной на ободе (при штамповке) или на спицах (при изготовлении диска путем литья или ковки). Величина этого выноса предопределит симметричность размещения колес на осях и величину колесной базы.
Важно! Обратного влияния диаметра и ширины диска, параметров шин на величину выноса нет.
Маркировка со временем затирается, или это обозначение на старой модели, отсутствующей в современных таблицах. В этих случаях, а также при сомнениях в адекватности обозначений требуется самостоятельный замер. Диск снимают с оси, используя домкрат, башмак и баллонный ключ. Снятый диск кладут «лицом» вниз на поверхность. Кроме рулетки, понадобятся линейка или уровень. Начинают с замера ширины точно между краями диска (обозначается как B). Когда его положат, то уровень и линейку помещают на ободе. Рулетку ставят под углом 90° к привалочной поверхности, и доходить она должна до нижнего уровня рейки. Так получают показатель A. Затем от A отнимают половину B. Результат вычислений будет надежным, если не ошибиться ни на миллиметр.
Когда вычисления окончены, подбор колесных дисков идет по таблицам, которые можно легко найти в сети или в специальной литературе.
Важно! Для всех марок машин таблицы должны быть свои. Соотношение оптимального показателя и допускаемого отклонения в таких справочниках определяется инженерными расчетами. Эти сведения приводятся для конкретной ширины диска и типоразмера шины. Представленная информация гарантируется изготовителем, что должно быть подтверждено сертификатом или государственным стандартом.
Для чего меняют вылет дисков
Любители тюнинга обычно начинают именно с замены дисков, потому что это просто и эстетично, без лишних затрат резко меняет восприятие машины. Если диск имеет низкий вылет, движение идет устойчивее, сама машина выглядит увереннее. Но нужно помнить про изменение баланса ходовой, характеристики руля и иных аппаратов. Еще один нюанс: сменив параметры диска, можно лишиться права на гарантийный ремонт.
Если есть полная уверенность в своих силах, а гарантия не слишком актуальна, менять вылет можно. Такая процедура обусловлена не только дизайнерскими соображениями, но и сугубо практическими аспектами. Например, если не получается использовать комплектующие с предписанными характеристиками, отклонение не более 1 см вполне допустимо. Надежнее, впрочем, ограничиться изменением размеров всего на 0,5 см и менее. Перед визитом в автомагазин полезно вновь посмотреть в инструкцию и техпаспорт, чтобы не забыть важные параметры.
Общаясь с менеджерами, надо уточнять у них размер диска и его вылет, потому что сами они могут игнорировать такой параметр. Примеряя изделие в салоне, обнаружить проблемы визуально нельзя. Проблемы с рулем и со сдвигом усилий на оси могут сказаться позже, уже при самой езде.
Ставить диски с измененным вылетом помогают проставки, которые сглаживают нарушение ET. Регулировка производится очень тщательно, и в умелых руках она оказывается очень простой. Проставками можно изменить вылет при прежнем диске, но ими нельзя пользоваться на штампованном изделии. Самое правильное — до изменений консультироваться с мастерами и определять оптимальные смещения. Вылет диска меняют перед балансировкой, а не после нее. Оригинальные заводские комплектующие оказываются максимально эффективными и не требуют корректировки.
Как правильно тюнинговать
Различные веяния в изменении дизайна отдельных блоков машины появляются не просто так. Подобным образом стараются найти некий идеал или улучшить рабочие характеристики агрегатов, повлиять на эстетическое восприятие. Закономерно внимание любителей экспериментов к видоизменению колесной базы (дисков). Манипулируя вылетом и понимая, как он влияет на движение авто, можно получить определенную пользу, не нарушая требований безопасности.
Расширив колесную базу, можно повысить курсовую устойчивость. Но сдвиг колеса в сторону дает о себе знать — силы, воздействующие на рулевую колонку, крайне сильно ощущаются при езде. Выросший ET будто подтягивает руль внутрь, не давая автоматически вернуть его обратно. Если показатель вырастает, на поворотах рулевое колесо будет выкручиваться наружу. При наличии ГУР управлять машиной оказывается относительно комфортно, особенно на ямах и различных неровностях.
Подавляющее большинство моделей сконструировано так, чтобы вынос колесной пары спереди не был заметен визуально. На плавности перемещения, впрочем, это сказывается очень сильно. Профессионалы советуют: еще до изменений просчитать вылет дисков и временно поставить проставки на ожидаемую величину. Если никакого негативного ощущения не появится, и управлять машиной будет по-прежнему легко, расширение колесной базы допустимо. Чаще всего специалисты избегают установки проставок или корректировки размеров спереди, потому что на задней оси это безопаснее. В случае с внедорожниками отчасти выручает больший простор в подкрыльевой зоне, благодаря которому уменьшенный вылет допустим.
Манипуляции с дисками на разных машинах надо делать по осям. При более широкой задней оси силуэт выглядит энергичнее. Задняя пара в норме шире передней или хотя бы идентична с ней. При обратном соотношении сторон на каждом повороте возникают заносы. И даже самые небольшие изменения следует вносить вдумчиво, предварительно проконсультировавшись с мастерами, взвесив все аргументы за и против.
Основные эффекты от корректировки характеристик колес позволяют заключить, что ходовые свойства автомобиля сильно меняются в зависимости всего от 0,5–1 см, разделяющих место фиксации дисков и ступицу. Сильное влияние испытывают:
- стабильность курса;
- рулевой механизм;
- период использования отдельных блоков;
- износ покрышек;
- визуальное восприятие авто.
Правильное решение можно принять только после тщательного сбора знаний. Точная информация об устройстве и функционировании автомобиля позволит водителям безопасно и эффективно передвигаться по дорогам.
Источник https://skad.ru/useful-to-know/kak_izmeryaetsya_vylet_kolesnogo_diska/