Средства воспитания как компонент процесса воспитания. Особенности основных средств воспитания (игра, общение, учение и труд)

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
10 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
7 часов назад

Средство воспитания — это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания.

Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.

К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.) [22].

Факторы, влияющие на выбор средств воспитания.

Каждый объект имеет свои характеристики: физические, химические, эстетические и др. Помимо объективных характеристик, он приобретает при выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, наиважнейшими из которых являются: полнота информации об объекте, способ использования данного средства воспитателем; возможности использования его самими воспитанниками в будущем самовоспитании Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами.

Объективно они являются продуктом культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с по мощью уже сложившихся средств воспитания.

Субъективные причины обусловлены деятельностью воспитателя, который конкретизирует способы использования средств воспитания в соответствии с целями и задачами и уровнем воспитанности детей, учитывая новые требования с общества к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания[5, c.223].

При отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности:

  • — функция наглядности;
  • — функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;
  • — функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений.

Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу мини-мальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов[13, c.479].

ПОХУДЕТЬ БЕЗ ДИЕТ? ТЕПЕРЬ ЭТО РЕАЛЬНО!
6 часов назад
ЧЛЕН ВСТАЕТ ЗА 30 СЕКУНД, СЕКС ДЛИТСЯ 3 ЧАСА...
6 часов назад

Подходы к классификации средств воспитания.

Классифицировать средства трудно, так же трудно, как уложить в четкие таблицы динамичную противоречивую переливчатую реальность. Можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогом средств.

Примем за основание классификации канал психологического влияния на человека:

  • — аудиальный (лат. «ауди» — «слух») — слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. ;
  • — визуальный (лат. «виз» — «видеть», «зрение») — предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись. ;
  • — кинестетический (гр. «кине» — «движение» и «эсте» -«чутье», «ощущение») — ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

В практике мы наблюдаем синкретическое единство аудио-, визуально-кинестетических средств[13, c.465].

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предм цели культуры и природных.

Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:

  • § знаковые символы;
  • § материальные средства;
  • § способы коммуникации;
  • § мир жизнедеятельности воспитанника;
  • § коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
  • § технические средства;
  • § культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства и т.д.);
  • § природа (живая и неживая) [26, c.225].

Роль средств воспитания в структуре процесса воспитания.

Средства, избранные педагогом, определяются форму воспитания. Специальные формы воспитания связаны с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического и других аспектов развития личности Они планируются и проводятся воспитателем с совместно с воспитанниками Специальные формы могут быть конкретизацией общих форм или специфическими: теле и киностудии, туризм, клубы по интересам, школьные музеи, комнаты и др. При их проведении используются общие и специальные средства воспитания.

Воспитательные возможности единичного средства воспитания ограничены реально воспитатель использует систему средств воспитания, при чем, чем богаче набор используемых средств воспитания, тем эффективнее результат Зависимость уровня воспитания детей от используемой системы средств воспитания является одним из фундаментальных законов педагогики.

Роль средства воспитания обусловлена целью и задачами воспитания, методами и формами организации воспитательного процесса, осуществляют заметное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания любого качества в личности, любого убеждения, элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные (соответствующие) средства воспитания[5, с.38].

СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДЛЯ ТВОИХ РЕСНИЦ
9 часов назад
МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
8 часов назад

Читайте также