Виды детской агрессии

В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности.

КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
7 часов назад
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖИРА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
8 часов назад

Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — косвенная, доброкачественная — злокачественная.[35]

Так же важным вариантом представления агрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной.

О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной поставленной задачей субъекта является причинение вреда, страданий жертве.

Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.

Основываясь на этих позициях можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрении агрессивности:

1) антиагрессивность — негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интенсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда.

3) агрессивность недифференцированная — несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах но любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

4) агрессивность локальная или импульсивная, — агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т.п.) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

5) агрессивность враждебная — устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит. В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

6) инструментальная агрессия — для достижения какой-либо значимой ц примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.

Г.Э. Бреслав выявил следующую классификацию видов агрессии:

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия — направленность на окружающих: нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия — направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт.).

Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия — совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

РАСКРЫТ СЕКРЕТ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ОРГАЗМОВ
9 часов назад
КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
9 часов назад

Целевая (мотивационная) агрессия — выступает как заранее спланированное действие, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия — направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия — обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений

Вербальная — выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная — проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая — прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Таким образом, существует несколько теорий, каждая из которых по-разному видит природу агрессии.

Но агрессия, в какой бы форме она не проявлялась и какая бы теория ее не рассматривала, представляет собой поведение, которое направленно на причинения вреда окружающему миру.

Психолого — педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально — типологические черты

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.[32]

«Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше — он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.[5]

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

У агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Зачастую дети перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

— по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;

— по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

КАК СБРОСИТЬ ОКОВЫ ЛИШНЕГО ВЕСА НАВСЕГДА
8 часов назад
КАК СБРОСИТЬ ОКОВЫ ЛИШНЕГО ВЕСА НАВСЕГДА
9 часов назад

Читайте также