Диагностика обслуживание и устранение неисправностей автомобиля своими руками

Диагностика обслуживание и устранение неисправностей автомобиля своими руками

Техническое обслуживание автомобилей и устранение неполадок может быть невероятно сложным. По мере того как автомобили становятся все более совершенными, вводятся новые элементы с компьютерным управлением, все более сложные трансмиссии и двигатели, уровень сложности диагностики и устранения неисправностей только возрастает.

Для тех, кто не силен в устройстве автомобиля, процесс решения возникающих проблем может быть пугающим. К счастью, существует базовый уровень интуитивного диагностирования, который может делать каждый. Это потому, что автомобили имеют некоторые симптомы, которые соответствуют определенным проблемам. По крайней мере, возможность определить область, в которой находится проблема, является огромным шагом в решении автомобильных неисправностей.

Используйте свое обоняние

Шаг 1: Проверьте свой автомобиль на наличие необычных запахов. Необычные запахи внутри или снаружи вашего автомобиля могут указывать на проблемы.
В отличие от шума или вибрации, необычные запахи легче обнаружить, потому что они обычно более заметны. В автомобиле всегда будет фоновый шум и вибрации, но посторонних запахов быть не должно.
Вот некоторые вещи, на которые нужно обратить внимание:

Шаг 2: Проверьте, нет ли запаха выхлопных газов внутри вашего автомобиля. Запах выхлопных газов внутри автомобиля — серьезный повод для беспокойства.
Если вы чувствуете запах выхлопных газов в вашем автомобиле, прекратите движение и обратитесь к квалифицированному механику, чтобы оценить проблему, прежде чем снова начать эксплуатацию. Выхлопные газы содержат окись углерода, которая при вдыхании может привести к потере сознания и даже смерти.

Шаг 3: Проверьте нет ли запаха бензина или масла. Устойчивый запах бензина или масла обычно указывает на проблемы, связанные с этими жидкостями.
Бензин может вытекать из бака, из топливных трубок, из фильтра и т.д. Масло может течь через прокладки в двигателе, из-под масляного фильтра и других мест. Это может привести к скоплению топлива и/или масла на асфальте, что, вероятно, будет замечено до появления запаха.
Обратитесь в СТО, чтобы сразу проверить системы подачи топлива и масла, так как эти поломки могут повлечь за собой другие неисправности.

Шаг 4: Проверьте пахнет ли охлаждающей жидкостью. Охлаждающая жидкость имеет сладковатый запах и легко выделяется среди других запахов автомобильных жидкостей.
Если охлаждающая жидкость вытекает, то двигатель, вероятно, не поддерживает оптимальную рабочую температуру и может быть поврежден в случае перегрева.

Шаг 5: Проверьте, нет ли запаха серы. Несколько агрегатов могут вызвать запах серы, если они повреждены или неисправны. К ним относятся аккумулятор, если он перезаряжается, и каталитический нейтрализатор, если начинает выходить из строя. В некоторых случаях проблемы с топливной системой также могут вызывать этот запах.

Шаг 6: Проверьте, нет ли запаха сгоревшего дерева или резины. Компоненты, которые испытывают трение, могут производить запахи, похожие на горящую древесину или резину. К примеру, такие детали, как тормозные колодки или сцепление, могут создавать эти запахи. Если запах проявляется регулярно и довольно сильный, то обратитесь в автосервис.

Шаг 7: Проверьте на запах плесени или грибка. Если в салоне автомобиля пахнет плесенью, проблема, скорее всего, связана с системой циркуляции воздуха. Вероятно, запах исходит от воздушного фильтра салона, особенно если он не менялся долгое время. Так же проблема может проявляться при повышенной влажности в салоне.

Используйте ваше чувство осязания

Ваши руки и ноги одинаково полезны для диагностики механических повреждений. Ваши руки могут быть использованы для диагностики проблем со всем, от системы отопления до рулевого управления. Пользуйтесь ими, чтобы почувствовать необычные вибрации и другие признаки того, что что-то не так.

Шаг 1: Осмотрите приборную панель и элементы центральной консоли. Сделайте экспресс-проверку элементов приборной панели и центральной консоли, пока автомобиль припаркован. Проверьте такие компоненты, как сигналы поворота, стеклоочистители, аудиосистему, систему вентиляции и другие, чтобы убедиться, что они работают должным образом. На приборной панели есть несколько сигнальных лампочек, которые могут сообщить вам, когда возникла проблема.

Шаг 2: Проверьте вентиляционные отверстия. Установите регулятор вентилятора на максимум и выставьте руку перед вентиляционным отверстием. Если система не работает должным образом (нет сильного потока воздуха), или если сам регулятор обдува работает некорректно, вам следует обратиться к сертифицированному специалисту.

Шаг 3: Почувствуй руль. Когда вы держитесь за руль, то можете почувствовать неисправности некоторых агрегатов с ним связанных:
Вибрация и тряска рулевого колеса указывают на проблему с колесами, приводными валами или тормозами. Если у рулевого колеса есть люфт, это указывает на проблему с рулевыми тягами или шаровыми. Если рулевое колесо трудно поворачивать, это указывает на проблему с гидроусилителем руля.
Если рулевое колесо не реагирует правильно, это указывает на проблему с рулевой колонкой или рулевой рейкой.

Шаг 4: Почувствуй педали. Ваши ноги также очень полезны, когда дело доходит до диагностики проблем.
Если есть проблема с педалью газа: плохая реакция дросселя (нет динамики при нажатии) или если педаль прилипает к полу — вероятно, есть механическая проблема с двигателем, системой подачи топлива или возвратной пружиной в педали.
Если при нажатии педали тормоза возникает проблема, такая как вибрация или автомобиль начинает заносить в сторону, проблема, скорее всего, связана с тормозной системой автомобиля. Вибрация педали обычно происходит из-за деформированных тормозных дисков или из-за износа тормозных колодок.
Если в вашем автомобиле механическая коробка передач, значит, у вас также есть педаль сцепления. Самая распространенная проблема с педалью сцепления — это внезапное отсутствие сопротивления при нажатии, из за чего педаль опустится в пол, не возвращаясь в нормальный режим.

Читать статью  Mitsubishi Space Star (1998–2005)

Обращайте внимание на любые странные звуки

Когда вы начинаете движение, всегда обращайте пристальное внимание на то, как звучит ваш автомобиль при включенном двигателе, во время движения и во время стоянки.
Ознакомьтесь со звуками в вашем автомобиле, когда все работает правильно, чтобы вы знали, когда появляются посторонние шумы.
Например, скрежет или скрип, могут указывать на различные проблемы, начиная от сайлентблоков и шаровых шарниров и заканчивая амортизаторами.

Гул при езде обычно указывает на изношенные подшипники ступиц колеса, а свист на изношенность приводных ремней. Скрежет во время торможения может быть вызван проблемами с тормозными колодками.
Если вы слышите какой-либо из этих шумов или какие-либо другие неуместные звуки, обязательно примите к сведению и опишите их квалифицированному механику, который сможет диагностировать проблему.

ТО своими руками: 10 правил диагностики авто в гараже

Чтобы не сломаться неожиданно на трассе или не создать пробку в городе, своевременно делайте диагностику автомобиля. Любую неисправность проще, быстрее и дешевле предупредить, чем устранить. Простейшую диагностику автомобиля можно сделать своими руками. В статье мы расскажем, как осмотреть автомобиль, на что обратить внимание и как часто надо это делать.

Как проводить диагностику

Правило 1: предварительная диагностика

Каждый день обращайте внимание на поведение автомобиля. Если в движении появляются посторонние шумы, стуки, теряется управляемость, снижается динамика или увеличивается расход топлива — это повод проверить состояние узлов и агрегатов авто.

Первичное средство диагностики — приборная панель. На ней различные пиктограммы дают сигнал о неисправностях систем.

Наличие, форма и комбинация сигнальных ламп различается в зависимости от марки и модели авто, но есть одно общее правило — лампы желтого цвета носят предупреждающий характер, лампы красного цвета сигнализируют о критической неисправности. Если красная лампа загорелась на ходу, нужно прекратить движение до устранения неполадок. Посмотреть что означают пиктограммы на приборке вашего автомобиля можно в руководстве по эксплуатации.

Следите за расходом топлива. Если автомобиль стал потреблять бензина больше чем обычно, при этом стиль вождения не менялся — это косвенный признак неисправности.

Причиной повышенного расхода могут быть:

Ошибки или неисправности системы электронного управления двигателя. На ходу загорается «check engine» в виде контура мотора желтого цвета

Засорение, заплавление катализатора.

Значительное нарушение углов установки колес (развал-схождение).

Неисправности тормозной системы (заклинивание суппорта, цилиндра).

Износ подшипников ступиц колес.

Допускается незначительное увеличение расхода: зимой, при движении с полной загрузкой, при установке багажника на крышу, но не более чем на 15%.

При движении по неровной дороге «слушайте» подвеску. Стуки на ухабах означают, что надо обратить внимание на амортизаторы, сайлентблоки, рулевые наконечники и рейку, шаровые опоры. Увод от прямолинейного движения, снижение управляемости и «остроты» руля также характеризуют неисправности в подвеске.

Правило 2: соблюдайте периодичность диагностики

Самостоятельную диагностику можно совмещать с заменой масла и другими работами, которые выполняются через определенный пробег. Интервал в 10-15 тысяч километров многие считают оптимальным.

Периодическая диагностика даже без видимых неисправностей поможет лучше контролировать состояние автомобиля, заранее планировать траты на ремонт и не опасаться за готовность к дальним поездкам.

Что и как проверять

Далее мы опишем порядок проведения диагностики автомобиля, расскажем какие узлы и элементы нужно проверить и как это сделать.

Правило 3: следите за уровнем технических жидкостей

уровень масла в двигателе

уровень масла в картере КПП (АКПП), редукторе заднего моста для заднеприводных автомобилей, раздаточной коробки для полноприводных автомобилей

уровень жидкости в бачке гидроусилителя

уровень антифриза в расширительном бачке или радиаторе

уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода.

Уровень масла в двигателе и АКПП — самое простое. Под капотом нужно найти 2 щупа — желтого цвета для картера двигателя и красного цвета для АКПП. каждый щуп нужно вытащить, протереть насухо, вставить обратно и снова вытащить. Для определения уровня на щупах нанесены метки — минимум и максимум. Уровень в норме, если след масла находится между этими метками.

Расположение контрольных щупов в Hyundai Solaris — желтый для контроля масла в двигателе, красный — в АКПП.

Уровень масла в картере МКПП и при наличии — в редукторе заднего моста, картере раздаточной коробки: на картерах этих узлов нужно найти контрольные пробки. В некоторых моделях они могут быть скрыты за защитными кожухами, их нужно снять. Контрольные пробки необходимо открутить и убедиться, что масло находится на нижней кромке отверстия. проверить это можно пальцем или любым предметом, например — отверткой. Допускается падение уровня на 1-2 мм. ниже кромки. Если найти контрольные пробки не получилось, посмотрите их расположение в руководстве по эксплуатации авто. Там же можно узнать, какой инструмент нужен, чтобы их открутить.

Совет: перед откручиванием контрольных пробок очищайте их и место вокруг от грязи, чтобы песок и другие абразивные частицы не попали внутрь картера.

Уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и сцепления, ГУР, системы охлаждения: в большинстве автомобилей эти бачки сделаны из полупрозрачного пластика и для контроля за уровнем нужно лишь убедиться, что жидкость находиться между метками max и min. Исключением может быть бачок гидроусилителя руля, в таком случае в его пробку встроен щуп.

Читать статью  Хонда Степвагон: обзор, технические характеристики, советы по обслуживанию

Пробка бачка для жидкости ГУР с встроенным щупом.

Что делать, если жидкости недостаточно?

Низкий уровень технической жидкости любой системы автомобиля говорит, что есть утечка из данного контура. Это происходит из-за износа уплотнений — сальников, манжет, прокладок, соединений, шлангов и трубок. Чтобы установить место утечки нужно внимательно осмотреть систему на предмет следов подтекания. Исключением считается незначительный расход масла — производители указывают допустимые пределы для конкретных моторов.

Если уровень масла в двигателе падает быстро, но следов утечки нет, это может говорить о неисправности — износе поршневых колец, направляющих клапанов или сальников клапанов. Часто в таких случаях можно заметить повышенную дымность выхлопа. Также причиной расхода масла может быть турбина, она имеет ограниченный ресурс и требует внимания уже к 200-250 тыс. пробега.

Правило 4: как искать место утечки технической жидкости

Не всегда получается сразу определить негерметичное место. При движении автомобиля масло или другие жидкости разбрасывает потоками воздуха и при осмотре может быть видно только большое пятно на поверхности деталей и узлов. Для точного определения места утечки нужно очистить загрязненную зону и детали, запустить двигатель и в процессе работы наблюдать за предполагаемыми местами утечки. Ищите негерметичность по каплям свежего масла, антифриза или других жидкостей.

Правило 5: осмотр шин

Проверку шин автомобиля начните с замера давления в них. Недостаточное или избыточное давление приводит к преждевременному износу покрышек, неправильной работе подвески, ухудшению управляемости и перерасходу бензина.

Осмотрите протектор — износ по всей поверхности покрышки должен быть равномерным. Если с внутреннего или внешнего края шины глубина протектора меньше, нужно проверить развал-схождение и элементы подвески.

О каких неисправностях говорит неравномерный износ шин

Порядок проведения диагностики

Порядок проведения диагностики

Диагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.

Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправности

Требуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности:
— какова была за бортом температура;
— прогрет ли двигатель;
— проявляется ли неисправность при трогании с места, ускорении или при постоянной скорости движения;
— какие предупреждающие индикаторы на панели приборов при этом включаются;
— какие и когда выполнялись на автомобиле сервисные или ремонтные работы;
— пользовался ли автомобилем кто-либо другой.

Шаг 2. Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем автомобиля

Проведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как:
— утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— трещины или не подключенные вакуумные шланги;
— коррозия контактов аккумуляторной батареи;
— нарушение электрических соединений в контактных разъемах;
— необычные звуки, запахи, дым;
— засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое автомобиля грызуны могут делать там гнезда или запасы корма).

Необходимо также провести предварительную проверку всех функциональных устройств. На этом этапе следует определить, что исправно и что неисправно, для чего поочередно включаются и выключаются все подсистемы.
При этом следует обратить внимание на признаки предыдущих ремонтов — всегда есть риск, что при ремонте что-то забыли подключить или неправильно соединили.

Шаг 3. Проверка технического состояния подсистем

Проверка уровня и качества моторного масла.
1. Уровень масла должен быть в пределах нормы.
2. Если масло на щупе вспыхивает или горит, то в масле присутствует бензин и его пары через систему вентиляции картера излишне обогащают топливовоздушную смесь (ТВ-смесь).
3. Если на разогретой поверхности (например, на выпускном коллекторе) масло кипит или пузырится, в нем содержится влага.
4. Разотрите каплю масла в пальцах, убедитесь, что в нем нет
абразивных частиц.
Уровень охлаждающей жидкости и ее качество.
Правильное функционирование системы охлаждения двигателя очень важно для его нормальной работы. При перегреве неизбежно возникают проблемы.
1. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в пределах нормы. Проверяется он при холодном двигателе. В рабочем режиме при попытке снять крышку радиатора горячая (температура выше 100 °С) охлаждающая жидкость под давлением выплескивается наружу и может причинить ожоги.
2. Перед зимней эксплуатацией с помощью гидрометра определяются точки кипения и замерзания охлаждающей жидкости, т. е. правильность концентрации антифриза.
3. При работе под давлением неисправная система охлаждения двигателя дает утечку охладителя. В местах протечек обычно видны потеки: серо-белые, ржавые, зеленоватые от антифриза.
4. Если в радиаторе оказываются холодные секции, значит, они засорены.
5. Проверяется работа реле вентилятора, двигателя электровентилятора, натяжение приводного ремня водяного насоса.
Тест с листом бумаги.
Возьмите лист бумаги размером 7,5×2,5 см (например, долларовую купюру, как советуют на автосервисах США) и поднесите к выхлопной трубе автомобиля с прогретым двигателем на холостых оборотах на расстояние примерно 2,5 см. Бумага должна равномерно отталкиваться от трубы потоком выхлопных газов. А можно просто послушать у выхлопной трубы. Не лезть сразу под капот, как это чаще всего бывает, особыми умниками.

Если листок иногда движется обратно к трубе, вероятные причины следующие:
— прогар клапанов в одном или нескольких цилиндрах;
— пропуски воспламенения;
— негерметичность выпускной системы.

Читать статью  Hyundai Santa Fe 2023: четвертое поколение модели

Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов
По оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии, постоянная или непостоянная это неисправность. Современное диагностическое оборудование уже содержит карты поиска неисправностей, например DIS (диагностическая информационная система, которая входит в состав оборудования BMW GT1, OPS, BMW STD OBD и других).

В памяти компьютера ЭБУ (в регистраторе неисправностей) сохраняются как коды постоянных (текущих) неисправностей, так и тех, которые были обнаружены ЭБУ, но в данный мо¬мент не проявляются — это непостоянные (однократные, исторические) коды. Коды и постоянных и непостоянных неисправностей, которые по сути дела являются диагностическими кодами, называются кодами ошибок или кодами неисправностей. Но строго говоря, это не одно и тоже. Если при возникновении какой-либо неисправности (постоянной или непостоянной) в регистратор неисправности записывается строго однозначный код, то такой диагностический код может быть назван «кодом неисправности». Такой код возникает под прямым непосредственным воздействием конкретной неисправности и присущ только ей. Но некоторые неисправности воздействуют на систему самодиагностики не прямо, а опосредованно, через изменения параметров в ЭБУ. Такие неисправности не имеют своего прямого кода для фиксации в регистраторе, но как и любые другие неисправности, вызывают нарушение штатного (стандартного) режима работы контролируемой системы. Как следствие в регистратор неисправностей записывается код сбоя в системе, который и называется «кодом ошибки». Как правило, код ошибки указывает на несколько возможных неисправностей и в разных подсистемах (или устройствах) управления. В современных электронных системах автоматического управления причинно-следственные связи между непостоянными неисправностями и диагностическими кодами не всегда однозначны, и поэтому, коды фиксируемые в ЭБУ на непродолжительное время (на несколько циклов «пуск-останов ДВС») более полно соответствуют кодам ошибок. Однако, следует отметить, что общепринятой (стандартной) терминологии для обозначения типов диагностических кодов пока не разработано.

Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканера
Сканер — это миниатюрный переносной прибор, обычно с дисплеем на жидких кристаллах.
Все автомобили General Motors и Chrysler с 1981 г. позволяют просматривать параметры режима двигателя с помощью сканера, подключенного к диагностическому разъему.
Параметров много, и просматривать их все подряд бессмысленно, сообщения типа «это значение неверно сканер все равно не выдаст. Нужно или следовать какому-то плану, например диагностической карте, или просмотреть наиболее информативные о работе двигателя параметры:
— убедиться, что для холодного двигателя температура охлаждающей жидкости и воздуха во впускном коллекторе одинаковая;
— клапан регулятора оборотов холостого хода должен быть открыт на допустимое число шагов (или %);
— сигнал с датчика кислорода должен опускаться ниже уровня 200 мВ, подниматься выше 700 мВ, фронты непологие, частота не менее 4 Гц.

Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра
Это наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:
— разобраться с диагностическими картами и технической документацией;
— применить рекомендованную аппаратуру и методику диагностики;
— просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива, сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;
— произвести тест баланса мощности по цилиндрам.

Шаг 7. Ремонт
Ремонт или замена каких-либо деталей и систем производится согласно инструкциям производителя. Если после замены неисправность сохраняется, приходится повторить все процедуры еще раз. В конце концов, должен быть получен детальный ответ на вопрос, почему же произошла эта неисправность.

Шаг 8. Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ
1. В испытательной поездке следует убедиться, что неисправность устранена и не возникли новые из-за ремонта.
2. Согласно процедуре, рекомендованной производителем, стираются коды ошибок в ЭБУ, в противном случае компьютер может ложно учитывать их при управлении двигателем.
3. Настройки в памяти радиоприемника, маршрутного компьютера и т. д. должны быть сохранены или восстановлены.
3. Поиск неисправностей
При поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.
Принцип 1. Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая.
Обедненная ТВ-смесь:
— горит медленно с высокой температурой;
— может вызывать обратную вспышку;
— обычно возникает при утечке вакуума.
Богатая ТВ-смесь:
— горит быстро и с пониженной температурой;
— увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;
— может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом ухудшаются.

Принцип 2. Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, «земля» и само контролируемое устройство исправны. Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, «земля» или само контролируемое устройстве могут быть неисправны. Естественно, не следует менять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.
Принцип 3. В первую очередь проверяются подсистемы, характеристики которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.
Принцип 4. Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны быть погнуты или окислены.
Принцип 5. Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого устройства. На выводе, подключенном к «земле», напряжение не должно превышать 0,2 В.
Принцип 6. В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.

Источник https://avto-mashina.ru/articles/diagnostika-obsluzhivanie-i-ustranenie-neispravnostey-avtomobilya-svoimi-rukami/