Методическая разработка урока Классификация жирский и грузовой парк вагонов.

Методическая разработка урока Классификация вагонов.Пассажирский и грузовой парк вагонов.

Методическая разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине О П. 05 Технические средства для специальности 23.02.01 Организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте.

Представленный урок по изучению нового материала и способов деятельности по теме « Классификация вагонов. Пассажирский и грузовой парк вагонов », рассчитан на 2 часа учебного времени.

Классификация вагонов, пассажирский и грузовой парк вагонов необходимо знать обучающимся для своевременной, безопасной и сохранной перевозки различных грузов и пассажиров на станцию назначения.

В ходе урока формируются знания о материально-технической базе железнодорожного транспорта (типы и конструкцию вагонов, назначение)

Урок состоит из основных этапов: повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление новых знаний, инструктирование о домашней работе.

Для достижения поставленных результатов на уроке используются разнообразные виды и формы активизации деятельности обучающихся : фронтальные беседы, индивидуальный опрос по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (презентации), словесный (объяснено-иллюстративный), наглядный (презентация, дидактический материал), практический (заполнение таблицы, решение ситуационных задач в группах) .

В ходе урока применяется методический прием « Станционная учеба » при этом обучающиеся в свободном темпе используя материал, размещенный на станциях «Пассажирские вагоны» и «Грузовые вагоны» заполняют таблицу в тетрадях. Затем совместно с преподавателем обсуждают правильность заполнения таблицы и используя презентацию подготовленную педагогом заполняют последнюю графу таблицы, данные которой необходимы для решения ситуационных задач на этапе закрепления материала.

Преподаватель

Кузьмина Евгения Рафаельевна

Специальность

23.02.01 Организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте

Учебная дисциплина

ОП. 05 Технические средства

Пассажирский и грузовой парк вагонов

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач)

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ( использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения в нестандартных практико-ориентированных ситуациях)

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ( уважение к мнению собеседника, ответст-венность за совместное дело )

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.( анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях)

ПК1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

Тема учебного занятия

Классификация вагонов. Пассажирский и грузовой парк вагонов.

Цели учебного занятия

Развивающая

Воспитательная

1.Дать представление обучающимся о классификации подвижного состава в зависимости от требуемых характеристик и условий материально-технической базе железнодорожного транспорта;

( типы и конструкции вагонов, назначение)

1.Развитие умений анализировать, обобщать полученные знания о классификации подвижного состава.

2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности

3. Способствовать развитию познавательной активности

1.Способствовать формированию интереса к выбранной профессии, ответственности, профессиональных качеств.

2.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности).

3. Воспитание культуры речи, умения слушать и слышат

Урок изучения нового материала и способов деятельности

Планируемые образовательные результаты

Усвоенные знания

Освоенные умения

З1 — материально-техническую базу железнодорожного транспорта;( типы и конструкцию вагонов, назначение)

Уровень освоения

-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Формы и методы обучения

словесные: объяснения, беседа

наглядные: презентация, раздаточный материал

практические: работа с листами рабочей тетради

Образовательные технологии

Элементы развивающего обучения , деятельностной технологии

Формы учебной работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Организация образовательного пространства урока

Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Электронные информационные ресурсы

Компьютер, проектор для презентации, экран, учебные плакаты, фотография подвижного состава, раздаточный материал (домашнее задание)

1. Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: [ Текст ] . Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. —М.: Маршрут, 2003. – 496 с.

Этапы урока

Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы

Деятельность обучающихся,

ее содержание, формы и методы

Планируемые результаты (компоненты ПК и ОК)

Повторение пройденного материала

Организует работу у доски. Фронтальный опрос по вопросам

Отвечают на вопросы

Приложение 1,2,3

Совместное целеполагание, мотивирование

обучающихся

Сообщает тему урока;

Организует работу по совместной постановке

высказывают свои предположения по цели урока;

Приложение 5

Изучение нового материала,

способов деятельности

— составляет схему классификации на доске;

Слушают; выполняют схему в тетрадях;

Приложение 6 аншлаги

-организует «станционную учебу»;

заполнение таблицы граф 1-3;

проверяет заполнение таблицы, последней графы;

— руководит индивидуальной работой в рабочих тетрадях;

— организует беседу с целью выяснения степени понимания материала;

восприятие и осмысление нового материала;

— заполнение в таблице графы 4 ;

Слайды;. презентация; приложение 8

Закрепление знаний,

— показывает пример решения задачи;

-организует выполнение заданий в паре;

Читать статью  Диагностика ходовой

— организует проверку решения задач;

Инструкти-рование о домашнем задании

-дает комментарий к выполнению домашнего задания

Записывают номера страниц учебного пособия используемого для подготовки ответов на домашнее задание

2. Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: [ Текст ] . Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. —М.: Маршрут, 2003. – 496 с.

На слайде демонстрируется изображение вагона. У доски 2 чел. записывают составные части вагона, затем отвечают на вопросы (1-10) Приложение 2 .

2-автосцепное устройство

3-двухосная тележка

4-тормозное оборудование

5-рама кузова

Приложение 2

1.Определение вагон-это. ( Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах. )

2 .Из каких основных частей состоит вагон?( кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов и тормозной системы )

3.Что относится к ходовым частям вагона?( К ходовым частям относятся тележки с колесными парами, бук-

сами, подшипниками, рессорами или пружинами. )

4.Для чего нужна ходовая часть вагона? ( Ходовые части должны обеспечивать движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению.)

5.Для чего служат ударно-тяговые приборы? ( Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локо-

мотива, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или набегании вагонов в поезде.)

6Назначение тележек вагона?( Тележки — ходовые части вагона. Они должны обеспечивать безопасность движения вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода и наименьшим сопротивлением движению.)

7. Чем является рама вагона? Рама вагона является основанием кузова и состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок.

8.Что крепится на раме вагона? На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормозов, а в пассажирских вагонах — и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха

9.Что такое кузов вагона? ( Кузовом вагона называется часть вагона, расположенная над ра-

мой и служащая для размещения грузов или пассажиров)

10.Назначение кузова вагона? ( У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши, у полувагонов — из боковых, торцевых стен или дверей и пола, а у платформ — из бортов и пола. У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом.)

Приложение 3

Вопросы для опроса

Фронтальный опрос.

1. По назначению вагоны разделяют? (По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские.)

2. Основные характеристики для вагонов?( Для грузовых вагонов основными характеристиками являются: осность, грузоподъемность, линейные размеры, масса тары или просто тара, коэффициент тары, нагрузка от колесной пары на рельсы,)

3. Чем определяетсяиосность?( Осность определяется общим числом колесных пар (осей) данного вагона.)

4. Определение грузоподьемность? ( Грузоподъемностью грузового вагона называется наибольшая масса перевозимого груза, на которую рассчитана его конструкция.)

5. Что такое линейные размеры?( Линейные размеры определяют базу вагона и его тележки, длину по осям сцепления автосцепок, длину и ширину кузова и высоту его от головки рельса.

6. Что такое База вагона ? (Базой вагона называется расстояние между центрами пятников вагона)

7. Что такое база тележки? базой тележки — расстояние между центрами осей колесных пар двухосной тележки, а у трех- и четырехосной — расстояние между центрами крайних осей.

8. Что такое тара вагона?( Тара вагона — это масса всех его частей (в порожнем состоянии), включая тележки и колесные пары. Тара определяется взвешиванием на специальных вагонных весах и указывается на боковых балках вагона.)

9. Определение коэффициент тары?( Коэффициент тары показывает массу тары вагона, приходящуюся на 1 т его грузоподъемности.)

10. Определение допускаемая нагрузка? (Допускаемая нагрузка от колесной пары на рельсы зависит главным образом от типа рельсов, числа шпал, уложенных на 1 км пути, рода балласта и скорости движения поездов.)

11. Определение погонная нагрузка?( Погонная нагрузка определяется отношением массы брутто вагона к длине его по осям сцепления и измеряется в тоннах на 1 м)

12. Чем определяется обьем вагона?( Объем вагона определяется внутренними геометрическими размерами кузова и характеризует вместимость вагона.)

13. Что такое тормоз? ( это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается сопротивление движению поезда или отдельного вагона, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости.)

14. Какими бывают тормаза? Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, кроме этого, все пассажирские и часть грузовых вагонов — дополнительно ручными.

Приложение №4

Совместная постановка цели урока.

Итак тема занятия Пассажирский и Грузовой парк вагонов. На прошлом занятии мы с вами познакомились с вагоном ,с его составляющими частями. Каково назначение вагонов? ( Для перевозки пассажиров и грузов.)

А какие перевозимые грузы вы знаете ? Уголь,щебень,песок,бензин,молоко,бананы, автомобили, продукты питания. То есть для перевозки этих грузов мы будем использовать один тип вагона ?

А пассажиров мы тоже будем перевозить в этом вагоне как и грузы? (Нет…….для них специальные вагоны предназначены) Какие? Пассажирские…..А если вам надо на пассажирском вагоне поехать с одного города Белово в другой город Новосибирск а вашему соседу надо попасть из города Кемерово в город Москва. Как быть? (вагоны бывают разные по назначению).

Читать статью  Все о ремонте ходовой части автомобиля: этапы, инструменты, причины возникновения.

Итак для безопасности перевозки грузов и пассажиров надо знать классификацию подвижного состава в зависимости от требуемых характеристик и условий материально-технической базы железнодорожного транспорта ( типы и конструкции вагонов, назначение).Это и будет цель нашего занятия.

Новый материал.

Приложение 5

Классификация подвижного состава

Для составления схемы классификации используются аншлаги с надписями. На доске составляем схему по мере изучения материала.

Классификация пассажирских и грузовых вагонов в зависимости от технической характеристики:

  • по осности – двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
  • по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клепаными узлами;
  • по грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим параметрам;
  • по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.

По месту эксплуатации вагоны подразделяются наобщесетевые и промышленного транспорта. Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог.

Вагоны промышленного транспорта, если их конструкции полностью отвечают нормам для расчетов на прочность и проектирования вагонов магистральных железных дорог и требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути;

вагоны других конструкций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.

Выступление обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работа по теме «История возникновения пассажирских вагонов (почтовый вагон)», «История возникновения грузовых вагонов (крытый вагон)» на 3-5мин. Презентация двух обучающихся.

Приложение 6

Освоение нового материала будет проходить в методом «Станционное обучение ». Для этого парты расставлены по 2 шт. это будут станции (Пассажирский парк 2 группы, Грузовой парк – 2группы.) На каждых 2 столах лежит раздаточный материал (по 8 экземпляров) по новой теме. Обучающимся необходимо в свободном темпе знакомясь с новым материалом на одной станции заполнить таблицу 1 графы ( с 1-3), затем перейти на другую станции и продолжить заполнение таблицы 1-3 графы. Время выполнения работы 15мин.

Пассажирский вагон

дальнего следования

для перевозки пассажиров на большие расстояния

имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а так же другие устройства необходимые для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купейные и не купейные (плацкартные);

местного сообщения

для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время.

В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;

пригородные

для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч);

они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;

вагоны-рестораны

для обеспечения питанием пассажиров в пути следования.

В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;

для перевозок писем, посылок и другого почтового груза.

Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;

для перевозки багажа.

В вагонах имеются кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала;

почтово-багажные

используемые в качестве почтовых и багажных вагонов

на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

Грузовые вагоны

Крытые вагоны

для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, сыпучих грузов, зерна и др.

Вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова;

для перевозки навалочных грузов (руды, угля, флюсов), контейнеров, различных машин, а так же длинномерных грузов – леса, проката.

Вагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися. Полувагоны строятся четырехосные (рис. 4) и восьмиосные

Думпкары предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния.

При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.

В крытых хопперах перевозят цемент, а в открытых – щебень, песок и др.;

это вагоны, состоящие из двух отсеков в виде конуса. В их нижних частях есть люки, которые открываются и закрываются.

для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы), контейнеров, автомобилей и т. д. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы.

Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации. Они имеют настил пола на раме и обычно откидные борта.

Транспортеры

это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 тонн: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т. п.

Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы;

для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т. п.).

Читать статью  Руководство по ремонту ВАЗ 2107 (Жигули) 1982 г. в. Полное описание, схемы, фото, технические характеристики

Кузовом вагона служит специальный резервуар (котел) обычно цилиндрической формы. Для налива груза котел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгрузки) – сливной прибор. Цистерны, в которых перевозят цемент, оборудуют устройствами для пневматической выгрузки;

Изотермические вагоны(рефрижираторные)

для перевозки скоропортящихся грузов или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т. п.).

Кузова таких вагонов – теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные. Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных поездов (секций) вагонов с центральной холодильной установкой.

Вагоны специального назначения

для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны,

предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).

Приложение 6

Для заполнения графы 4 преподаватель демонстрирует слайды с изображением разных вагонов, а обучающиеся заполняют графу.

Приложение 7

Закрепление материала.

Необходимо на основании данных таблицы записать цифрами состав поезда.

Задачи для проверки освоения нового материала напечатаны в виде раздаточного материала ( время выполнения 5-7 мин.). Решение первой задачи преподаватель выполняет на доске. Работа в паре.

1Со станции Белово на станцию Новокузнецк дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий скоропортящийся груз (рыбу)-3 вагона, сыпучие грузы (зерно)-2 вагонов и 3 вагона с рудой. Используя описание типов вагонов, (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.

2 Со станции Новокузнецк на станцию Кисловодск отправился пассажирский поезд для перевозки пассажиров на большие расстояния, состоящих из 8 вагонов, в состав поезда входят 3 вагона для перевозок писем, посылок и другого почтового груза, 2 вагона для перевозки багажа. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.

3 Со станции Малиновка на станцию Калтан отправился пассажирский поезд, состоящий из 5 вагонов для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч) , в состав которого входит 2 вагона используемые в качестве почтовых и багажных вагонов. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.

4 Со станции Мундыбаш на станцию Учулен отправился поезд , состоящий из 7 вагонов для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время, из них 3 вагона для обеспечения питанием пассажиров в пути следования, и 2 вагона для перевозки багажа. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.

5Со станции Осинники на станцию Осман отправился поезд из 6 вагонов для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч) из них 2вагонадля обеспечения питанием пассажиров в пути следования, 1 вагон для перевозок писем, посылок и другого почтового груза и 1 вагон используемые в качестве почтовых и багажных вагонов Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.

6 Со станции Вилки на станцию Знаменская дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий различные громоздкие и тяжелые грузы массой до 400 тонн -4 вагона, уголь 2 вагона и 3 вагона для перевозки флюсов. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (14,14,14,4,10,10,10,10)

7 Со станции Жарки на станцию Колмагорово дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий цемент -4 вагона, бензин — 2 вагона и 3 вагона для перевозки руды. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров..(3,3,3,3,1,1,10,10,10)

8 Со станции Каракан на станцию Колмагорово дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий лесоматериалы -2 вагона, щебень — 1 вагон и 4 вагона для перевозки руды на короткие расстояния. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (14,14,3,4,4,4,4)

9 Со станции Листвяжная на станцию Иня дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий специальные многоосные (от шести до 40 осей (трансформаторы) -2 вагона, строительных материалов — 6 вагонов и 2 вагона для перевозки специфического груза. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.(13,13,14,14,12,12)

10Со станции Иня на станцию Мереть дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий 2 вагона для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть), масло — 3 вагона и 2 вагона для перевозки контейнеров. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (1,1,1,1,1,14,14)

Приложение №8

Слайды-фотографии

http://railway-publish.com/upload/site1/images/shtabnoy-vagon_1.jpg

№9 Местного следования

№2 Пассажирский вагон дальнего следования

№10 Полувагон

http://ruwikiorg.ru/images/thumb/c/c4/Hopper_car_18.JPG/500px-Hopper_car_18.JPG

http://uzdlines.narod.ru/6/741.jpg

№11 Рефрижераторный

http://myrailway.ru/images/uploads/32125/tk-vg-18-2__800.jpg

№12 Специального назначения

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4184866425a0f49f6d2143db7806e356&n=33&h=215&w=294

http://www.trportal.ru/img/clause_30_12.jpg

№13 вагон транспортер

http://pandia.ru/text/80/043/images/image006_37.jpg

http://wilmark-corp.ru/wp-content/image/204012.jpg

№7Вагон ресторан

Источник https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-klassifikaciya-vagonovpassazhirskiy-i-gruzovoy-park-vagonov-1871069.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *