Методическая разработка урока Классификация вагонов.Пассажирский и грузовой парк вагонов.
Методическая разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине О П. 05 Технические средства для специальности 23.02.01 Организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте.
Представленный урок по изучению нового материала и способов деятельности по теме « Классификация вагонов. Пассажирский и грузовой парк вагонов », рассчитан на 2 часа учебного времени.
Классификация вагонов, пассажирский и грузовой парк вагонов необходимо знать обучающимся для своевременной, безопасной и сохранной перевозки различных грузов и пассажиров на станцию назначения.
В ходе урока формируются знания о материально-технической базе железнодорожного транспорта (типы и конструкцию вагонов, назначение)
Урок состоит из основных этапов: повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление новых знаний, инструктирование о домашней работе.
Для достижения поставленных результатов на уроке используются разнообразные виды и формы активизации деятельности обучающихся : фронтальные беседы, индивидуальный опрос по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (презентации), словесный (объяснено-иллюстративный), наглядный (презентация, дидактический материал), практический (заполнение таблицы, решение ситуационных задач в группах) .
В ходе урока применяется методический прием « Станционная учеба » при этом обучающиеся в свободном темпе используя материал, размещенный на станциях «Пассажирские вагоны» и «Грузовые вагоны» заполняют таблицу в тетрадях. Затем совместно с преподавателем обсуждают правильность заполнения таблицы и используя презентацию подготовленную педагогом заполняют последнюю графу таблицы, данные которой необходимы для решения ситуационных задач на этапе закрепления материала.
Преподаватель
Кузьмина Евгения Рафаельевна
Специальность
23.02.01 Организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте
Учебная дисциплина
ОП. 05 Технические средства
Пассажирский и грузовой парк вагонов
Междисциплинарные связи
Предшествующие учебные дисциплины/МДК
Последующие учебные дисциплины/МДК
Формируемые компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач)
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ( использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения в нестандартных практико-ориентированных ситуациях)
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ( уважение к мнению собеседника, ответст-венность за совместное дело )
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.( анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях)
ПК1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
Тема учебного занятия
Классификация вагонов. Пассажирский и грузовой парк вагонов.
Цели учебного занятия
Развивающая
Воспитательная
1.Дать представление обучающимся о классификации подвижного состава в зависимости от требуемых характеристик и условий материально-технической базе железнодорожного транспорта;
( типы и конструкции вагонов, назначение)
1.Развитие умений анализировать, обобщать полученные знания о классификации подвижного состава.
2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности
3. Способствовать развитию познавательной активности
1.Способствовать формированию интереса к выбранной профессии, ответственности, профессиональных качеств.
2.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности).
3. Воспитание культуры речи, умения слушать и слышат
Урок изучения нового материала и способов деятельности
Планируемые образовательные результаты
Усвоенные знания
Освоенные умения
З1 — материально-техническую базу железнодорожного транспорта;( типы и конструкцию вагонов, назначение)
Уровень освоения
-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Формы и методы обучения
словесные: объяснения, беседа
наглядные: презентация, раздаточный материал
практические: работа с листами рабочей тетради
Образовательные технологии
Элементы развивающего обучения , деятельностной технологии
Формы учебной работы на уроке
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Организация образовательного пространства урока
Ресурсы учебного занятия
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Электронные информационные ресурсы
Компьютер, проектор для презентации, экран, учебные плакаты, фотография подвижного состава, раздаточный материал (домашнее задание)
1. Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: [ Текст ] . Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. —М.: Маршрут, 2003. – 496 с.
Этапы урока
Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы
Деятельность обучающихся,
ее содержание, формы и методы
Планируемые результаты (компоненты ПК и ОК)
Повторение пройденного материала
Организует работу у доски. Фронтальный опрос по вопросам
Отвечают на вопросы
Приложение 1,2,3
Совместное целеполагание, мотивирование
обучающихся
Сообщает тему урока;
Организует работу по совместной постановке
высказывают свои предположения по цели урока;
Приложение 5
Изучение нового материала,
способов деятельности
— составляет схему классификации на доске;
Слушают; выполняют схему в тетрадях;
Приложение 6 аншлаги
-организует «станционную учебу»;
заполнение таблицы граф 1-3;
проверяет заполнение таблицы, последней графы;
— руководит индивидуальной работой в рабочих тетрадях;
— организует беседу с целью выяснения степени понимания материала;
восприятие и осмысление нового материала;
— заполнение в таблице графы 4 ;
Слайды;. презентация; приложение 8
Закрепление знаний,
— показывает пример решения задачи;
-организует выполнение заданий в паре;
— организует проверку решения задач;
Инструкти-рование о домашнем задании
-дает комментарий к выполнению домашнего задания
Записывают номера страниц учебного пособия используемого для подготовки ответов на домашнее задание
2. Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: [ Текст ] . Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. —М.: Маршрут, 2003. – 496 с.
На слайде демонстрируется изображение вагона. У доски 2 чел. записывают составные части вагона, затем отвечают на вопросы (1-10) Приложение 2 .
2-автосцепное устройство
3-двухосная тележка
4-тормозное оборудование
5-рама кузова
Приложение 2
1.Определение вагон-это. ( Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах. )
2 .Из каких основных частей состоит вагон?( кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов и тормозной системы )
3.Что относится к ходовым частям вагона?( К ходовым частям относятся тележки с колесными парами, бук-
сами, подшипниками, рессорами или пружинами. )
4.Для чего нужна ходовая часть вагона? ( Ходовые части должны обеспечивать движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению.)
5.Для чего служат ударно-тяговые приборы? ( Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локо-
мотива, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или набегании вагонов в поезде.)
6Назначение тележек вагона?( Тележки — ходовые части вагона. Они должны обеспечивать безопасность движения вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода и наименьшим сопротивлением движению.)
7. Чем является рама вагона? Рама вагона является основанием кузова и состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок.
8.Что крепится на раме вагона? На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормозов, а в пассажирских вагонах — и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха
9.Что такое кузов вагона? ( Кузовом вагона называется часть вагона, расположенная над ра-
мой и служащая для размещения грузов или пассажиров)
10.Назначение кузова вагона? ( У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши, у полувагонов — из боковых, торцевых стен или дверей и пола, а у платформ — из бортов и пола. У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом.)
Приложение 3
Вопросы для опроса
Фронтальный опрос.
1. По назначению вагоны разделяют? (По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские.)
2. Основные характеристики для вагонов?( Для грузовых вагонов основными характеристиками являются: осность, грузоподъемность, линейные размеры, масса тары или просто тара, коэффициент тары, нагрузка от колесной пары на рельсы,)
3. Чем определяетсяиосность?( Осность определяется общим числом колесных пар (осей) данного вагона.)
4. Определение грузоподьемность? ( Грузоподъемностью грузового вагона называется наибольшая масса перевозимого груза, на которую рассчитана его конструкция.)
5. Что такое линейные размеры?( Линейные размеры определяют базу вагона и его тележки, длину по осям сцепления автосцепок, длину и ширину кузова и высоту его от головки рельса.
6. Что такое База вагона ? (Базой вагона называется расстояние между центрами пятников вагона)
7. Что такое база тележки? базой тележки — расстояние между центрами осей колесных пар двухосной тележки, а у трех- и четырехосной — расстояние между центрами крайних осей.
8. Что такое тара вагона?( Тара вагона — это масса всех его частей (в порожнем состоянии), включая тележки и колесные пары. Тара определяется взвешиванием на специальных вагонных весах и указывается на боковых балках вагона.)
9. Определение коэффициент тары?( Коэффициент тары показывает массу тары вагона, приходящуюся на 1 т его грузоподъемности.)
10. Определение допускаемая нагрузка? (Допускаемая нагрузка от колесной пары на рельсы зависит главным образом от типа рельсов, числа шпал, уложенных на 1 км пути, рода балласта и скорости движения поездов.)
11. Определение погонная нагрузка?( Погонная нагрузка определяется отношением массы брутто вагона к длине его по осям сцепления и измеряется в тоннах на 1 м)
12. Чем определяется обьем вагона?( Объем вагона определяется внутренними геометрическими размерами кузова и характеризует вместимость вагона.)
13. Что такое тормоз? ( это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается сопротивление движению поезда или отдельного вагона, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости.)
14. Какими бывают тормаза? Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, кроме этого, все пассажирские и часть грузовых вагонов — дополнительно ручными.
Приложение №4
Совместная постановка цели урока.
Итак тема занятия Пассажирский и Грузовой парк вагонов. На прошлом занятии мы с вами познакомились с вагоном ,с его составляющими частями. Каково назначение вагонов? ( Для перевозки пассажиров и грузов.)
А какие перевозимые грузы вы знаете ? Уголь,щебень,песок,бензин,молоко,бананы, автомобили, продукты питания. То есть для перевозки этих грузов мы будем использовать один тип вагона ?
А пассажиров мы тоже будем перевозить в этом вагоне как и грузы? (Нет…….для них специальные вагоны предназначены) Какие? Пассажирские…..А если вам надо на пассажирском вагоне поехать с одного города Белово в другой город Новосибирск а вашему соседу надо попасть из города Кемерово в город Москва. Как быть? (вагоны бывают разные по назначению).
Итак для безопасности перевозки грузов и пассажиров надо знать классификацию подвижного состава в зависимости от требуемых характеристик и условий материально-технической базы железнодорожного транспорта ( типы и конструкции вагонов, назначение).Это и будет цель нашего занятия.
Новый материал.
Приложение 5
Классификация подвижного состава
Для составления схемы классификации используются аншлаги с надписями. На доске составляем схему по мере изучения материала.
Классификация пассажирских и грузовых вагонов в зависимости от технической характеристики:
- по осности – двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
- по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клепаными узлами;
- по грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим параметрам;
- по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.
По месту эксплуатации вагоны подразделяются наобщесетевые и промышленного транспорта. Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог.
Вагоны промышленного транспорта, если их конструкции полностью отвечают нормам для расчетов на прочность и проектирования вагонов магистральных железных дорог и требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути;
вагоны других конструкций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.
Выступление обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работа по теме «История возникновения пассажирских вагонов (почтовый вагон)», «История возникновения грузовых вагонов (крытый вагон)» на 3-5мин. Презентация двух обучающихся.
Приложение 6
Освоение нового материала будет проходить в методом «Станционное обучение ». Для этого парты расставлены по 2 шт. это будут станции (Пассажирский парк 2 группы, Грузовой парк – 2группы.) На каждых 2 столах лежит раздаточный материал (по 8 экземпляров) по новой теме. Обучающимся необходимо в свободном темпе знакомясь с новым материалом на одной станции заполнить таблицу 1 графы ( с 1-3), затем перейти на другую станции и продолжить заполнение таблицы 1-3 графы. Время выполнения работы 15мин.
Пассажирский вагон
дальнего следования
для перевозки пассажиров на большие расстояния
имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а так же другие устройства необходимые для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купейные и не купейные (плацкартные);
местного сообщения
для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время.
В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
пригородные
для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч);
они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
вагоны-рестораны
для обеспечения питанием пассажиров в пути следования.
В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
для перевозок писем, посылок и другого почтового груза.
Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
для перевозки багажа.
В вагонах имеются кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала;
почтово-багажные
используемые в качестве почтовых и багажных вагонов
на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.
Грузовые вагоны
Крытые вагоны
для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, сыпучих грузов, зерна и др.
Вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова;
для перевозки навалочных грузов (руды, угля, флюсов), контейнеров, различных машин, а так же длинномерных грузов – леса, проката.
Вагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися. Полувагоны строятся четырехосные (рис. 4) и восьмиосные
Думпкары предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния.
При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.
В крытых хопперах перевозят цемент, а в открытых – щебень, песок и др.;
это вагоны, состоящие из двух отсеков в виде конуса. В их нижних частях есть люки, которые открываются и закрываются.
для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы), контейнеров, автомобилей и т. д. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы.
Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации. Они имеют настил пола на раме и обычно откидные борта.
Транспортеры
это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 тонн: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т. п.
Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы;
для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т. п.).
Кузовом вагона служит специальный резервуар (котел) обычно цилиндрической формы. Для налива груза котел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгрузки) – сливной прибор. Цистерны, в которых перевозят цемент, оборудуют устройствами для пневматической выгрузки;
Изотермические вагоны(рефрижираторные)
для перевозки скоропортящихся грузов или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т. п.).
Кузова таких вагонов – теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные. Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных поездов (секций) вагонов с центральной холодильной установкой.
Вагоны специального назначения
для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны,
предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).
Приложение 6
Для заполнения графы 4 преподаватель демонстрирует слайды с изображением разных вагонов, а обучающиеся заполняют графу.
Приложение 7
Закрепление материала.
Необходимо на основании данных таблицы записать цифрами состав поезда.
Задачи для проверки освоения нового материала напечатаны в виде раздаточного материала ( время выполнения 5-7 мин.). Решение первой задачи преподаватель выполняет на доске. Работа в паре.
1Со станции Белово на станцию Новокузнецк дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий скоропортящийся груз (рыбу)-3 вагона, сыпучие грузы (зерно)-2 вагонов и 3 вагона с рудой. Используя описание типов вагонов, (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.
2 Со станции Новокузнецк на станцию Кисловодск отправился пассажирский поезд для перевозки пассажиров на большие расстояния, состоящих из 8 вагонов, в состав поезда входят 3 вагона для перевозок писем, посылок и другого почтового груза, 2 вагона для перевозки багажа. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.
3 Со станции Малиновка на станцию Калтан отправился пассажирский поезд, состоящий из 5 вагонов для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч) , в состав которого входит 2 вагона используемые в качестве почтовых и багажных вагонов. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.
4 Со станции Мундыбаш на станцию Учулен отправился поезд , состоящий из 7 вагонов для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время, из них 3 вагона для обеспечения питанием пассажиров в пути следования, и 2 вагона для перевозки багажа. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.
5Со станции Осинники на станцию Осман отправился поезд из 6 вагонов для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч) из них 2вагонадля обеспечения питанием пассажиров в пути следования, 1 вагон для перевозок писем, посылок и другого почтового груза и 1 вагон используемые в качестве почтовых и багажных вагонов Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.
6 Со станции Вилки на станцию Знаменская дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий различные громоздкие и тяжелые грузы массой до 400 тонн -4 вагона, уголь 2 вагона и 3 вагона для перевозки флюсов. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (14,14,14,4,10,10,10,10)
7 Со станции Жарки на станцию Колмагорово дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий цемент -4 вагона, бензин — 2 вагона и 3 вагона для перевозки руды. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров..(3,3,3,3,1,1,10,10,10)
8 Со станции Каракан на станцию Колмагорово дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий лесоматериалы -2 вагона, щебень — 1 вагон и 4 вагона для перевозки руды на короткие расстояния. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (14,14,3,4,4,4,4)
9 Со станции Листвяжная на станцию Иня дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий специальные многоосные (от шести до 40 осей (трансформаторы) -2 вагона, строительных материалов — 6 вагонов и 2 вагона для перевозки специфического груза. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров.(13,13,14,14,12,12)
10Со станции Иня на станцию Мереть дежурному по станции надо отправить поезд, содержащий 2 вагона для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть), масло — 3 вагона и 2 вагона для перевозки контейнеров. Используя описание типов вагонов (4 графа таблицы) сформируйте сборный поезд для перевозки указанных в задаче грузов и пассажиров. (1,1,1,1,1,14,14)
Приложение №8
Слайды-фотографии
№9 Местного следования
№2 Пассажирский вагон дальнего следования
№10 Полувагон
№11 Рефрижераторный
№12 Специального назначения
№13 вагон транспортер
№7Вагон ресторан
Источник https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-klassifikaciya-vagonovpassazhirskiy-i-gruzovoy-park-vagonov-1871069.html