Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Пожарная машина должна проходить своевременное техническое обслуживание. Рассмотрим сроки и разновидности этого процесса, мероприятия по сервису встроенного оборудования, правила содержания техники, установленные меры безопасности.
Цель технического обслуживания пожарных автомобилей
- готовность авто к использованию в любой момент;
- штатную работу узлов и оборудования;
- безопасность передвижения;
- экономичную выработку ГСМ и других материалов;
- исключение возникновения неисправностей в процессе эксплуатации;
- соответствие уровня выхлопов требованиям нормативных документов.
Во время ТО производится мытье машины, диагностика и контроль работы узлов, смазка деталей. Заправка, регулировка систем, ремонт автомобиля выполняется в случае необходимости, по результатам диагностики.
Планирование техобслуживания
Периодичность проведения ТО пожарных автомобилей зависит от времени эксплуатации или величины пробега.
Для каждого вида сервиса машины определен перечень обязательных работ.
В пожарной части составляется годовой план-график, который утверждается уполномоченными службами и направляется в подразделения не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.
Обязателен учет номерных ТО, особенностей расположения пожарной охраны и равномерность вывода машин из боевого расчета.
Где и кем проводится
Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.
В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.
Разновидности ТО
В зависимости от объема производимых работ и времени их проведения выделяются различные виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей.
Ежедневное
Ответственность за его проведение лежит на водителе. В случае необходимости на помощь ему могут прийти члены экипажа под руководством командира отделения.
Основная цель ежедневного ТО заключается в подтверждении готовности пожарной машины к выполнению боевой задачи.
В процессе контроля производятся следующие действия:
- Запускается двигатель автомобиля, контролируется корректная работа мотора, бензонасоса и других агрегатов.
- Проверяется уровень топлива, масла, воды, огнетушащих составов. В случае необходимости пополняются запасы.
- При обнаружении незначительных отклонений в работе агрегатов допускается ремонт на месте.
Номерные
Отдельно обозначается первое техническое обслуживание пожарных автомобилей.
Весь парк машин делится на простые и специальные авто. Периодичность ТО для них разная. Норма для основных – раз в 30 дней или раньше, как только ТС проедет полторы тысячи км. Специальные проверяются каждый месяц или при достижении километража 1 тыс. км.
Пробег пожарных авто берется с учетом работы двигателей в период возгорания, т. к. он должен функционировать во время тушения, именно от него работает насос.
Для расчета приведенного пробега суммируется время функционирования мотора с насосом (мин.), без насоса (мин.), полученный результат умножается на 40. Итог делится на 60 и прибавляется пробег по спидометру. Единицы измерения км+моточасы.
Порядок проверки включает в себя:
- вывод машины с боевого дежурства;
- проведение обслуживания на закрепленном посту водителем и экипажем в свободное от выездов время, в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, ремонта пожарных автомобилей.
Второе ТО организовывается один раз в год. Может проводиться чаще, если пробег основного ТС составил 7 тыс. км, специального – 5 тыс. км.
Эта процедура проводится силами пожарно-технического центра, к которому прикреплен автомобиль.
Сезонное
При смене погоды выпускается приказ руководителя подразделения по региону о введении режима летней или зимней эксплуатации техники.
Чаще всего сезонное ТО совмещается с номерным и заключается в специальных дополнительных действиях. При подготовке к холодам происходит:
- проверка работы устройств обогрева кабины, утепление;
- замена жидкости в системе охлаждения двигателя на незамерзающий состав;
- удаление конденсата из трубопроводов, пневматических механизмов, пусковых и воздушных устройств.
Когда приходит приказ о подготовке к лету, решаются вопросы по:
- демонтажу утепления;
- обновлению внешнего вида техники (покраска, контроль четкости нанесения специальных знаков).
На пожаре
Назначение и основная задача этого мероприятия – в контроле бесперебойной работы узлов. Главное в процессе тушения – обеспечить функционирование двигателя и насосного оборудования.
На учениях проверяются навыки водителя по управлению вооружением автомобиля. Причем нормативное время на техническое обслуживание и ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники в документах МЧС не определяется. Оцениваются умение обеспечивать работу узлов оборудования в критической ситуации и методы, с помощью которых выполнена поставленная задача.
После пожара
Авто после пожара. Машину, прибывшую в часть после эксплуатации на тушении возгорания, необходимо осмотреть, промыть насос и трубопроводы. Затем технику моют, доливают топливо и пополняют запасы огнетушащей смеси.
ТО базы пожарной машины
Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.
Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
- ежемесячное;
- полугодовое;
- ежегодное;
- регламентное.
Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.
Обслуживание центробежного насоса
Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.
Для безотказного функционирования насоса необходимо:
- регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
- менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
- проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
- следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.
При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.
Обслуживание пожарно-технического вооружения
Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.
Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.
— наличия систем и надежности их крепления;
— состояния и комплектности рукавов для подачи составов;
— укладки и влажности пожарных веревок;
— зарядки аккумуляторов, исправной работы лампочек и светильников;
— укомплектованности перчатками, ковриками, ножницами;
— комплектности и количества средств самоспасения;
— промыть, протереть, проверить целостность покрытия оборудования;
— заменить рукава на новые в случае повреждения;
— привести в порядок использованную спецодежду;
— пополнить арсенал вспомогательным инструментом;
— организацию контроля состояния оборудования;
— испытание на герметичность;
Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Меры безопасности при ТО
Работы по проверке и устранению неполадок на ТС проводятся в соответствии с положениями 555 Приказа МЧС (п. 341):
- предусматривается оснащение постов вентиляционным оборудованием;
- работы могут проводиться, только если есть обустроенная смотровая яма;
- обязательна установка бордюров из металла или железобетона;
- неиспользуемая канава должна быть накрыта щитом;
- при низкой температуре обязателен обогрев ямы;
- для отвода газа из выхлопных труб устанавливается автоматическая система газоотвода;
- допускается использование только штатного инструмента;
- обязательна установка специальных упоров, предотвращающих самопроизвольное опускание автомобиля;
- запрещено работать при запущенном двигателе, исключение составляют мероприятия по регулировке тормозных систем и мотора.
Техническое обслуживание, как правило, способствует своевременному обнаружению неисправностей пожарного автомобиля, некомплектности оборудования и вспомогательных средств.
Периодический ремонт пожарных автомобилей обязателен для пожарных подразделений. Пройденное по графику ТО позволяет быть уверенным в функционировании всех узлов машины и ее готовности к решению задач по тушению пожаров.
Источник https://opozhare.ru/faq/tehnicheskoe-obsluzhivanie-pozharnyh-avtomobilej